Андрей Игрецов, Сергей Чернышев и Павел Кириллов рассказали Rugger.info о своей поездке в Южную Африку.
Сергей Чернышев:
— В первую очередь, хотелось бы поблагодарить регбийный клуб «Спартак» и нашего спонсора «Гамбит» в лице Ивана Мызникова за возможность отправиться на эту стажировку. Дмитрий Афиногенов же договорился непосредственно с клубом «Шаркс». Выбор страны не случаен. «Спрингбокс» — обладатели Кубка мира два розыгрыша подряд, клубы играют на высочайшем уровне. Почему бы не перенять опыт у одной из самых регбийных стран?
Мы очень плотно пообщались с тренером «Шаркс» по ОФП Куинтином Крюгером, который рассказал нам про построение тренировочного процесса, распределение физической нагрузки. Сейчас наука и спорт идет нога в ногу, поэтому нужно применять самые передовые технологии в подготовке команды. Джоуи Монгало (тренер защиты) дал нам исчерпывающие ответы по стилям обороны. Интересно, что в «Шаркс» существует должность тренера по тренерам. Он как раз и был нашим куратором на стажировке. Особое внимание уделялось общению внутри штаба, взаимодействию с игроками, построению плана на год, преодолению кризисных ситуаций. Нам даже приходилось выполнять домашние задания.
ЮАР и «Шаркс» — это, конечно, другая планета. Высочайший уровень работы. Кажется, что ты даже сам профессионально не играл (смеется).
Андрей Игрецов:
— В «Шаркс» нашему обучению очень способствовал тренерский штаб команды. Например, наставник форвардов Филлип Леммер. Великолепный специалист и очень отзывчивый человек. Рассказал нам все нюансы работы нападающих. Вообще, все тренеры идут на контакт – это здорово. Причем, сейчас у основной команды идет сезон в Юнайтед Регби Чемпионшипе. Но специалисты все равно находят время и на мастер-классы, и на демонстрации, и на задания для нас.
Мы видели тренировки не только основы, но и состава, который выступает в Карри Кап и молодежной команды. Все они работают на одной базе. В общей сложности это около 150 человек почти одновременно! У «Шаркс» очень большой выбор школ, из которых можно набирать себе игроков. Лучшие получают шанс. Но в среднем лишь шесть-семь регбистов из сорока пробиваются в основную команду. Тут реально очередь и высокая конкуренция на каждую позицию. Физически и технически регбисты хорошо развиты. И даже в молодежке подготовка приближена к основной команде. Будь у нас столько же тренировочного времени в «Спартаке», все было бы по-другому. Однако даже в наших реалиях можно применить ряд методик. Будем подстраиваться – мы уже поняли, как это делать, благодаря нашим наставникам.
Отдельно хочу сказать об инфраструктуре. Семь тренировочных полей – никто никому не мешает. Молодежная команда вообще живет на стадионе в отдельном корпусе. Здесь все делается для регбистов: есть всё необходимое оборудование, GPS, тренажеры, скрам-машина, кабинет физиотерапии, восстановительных процедур, кардиозоны, специальный велосипед для развития мощности.
Павел Кириллов:
— У основной команды в распоряжении абсолютно все для восстановления после травм. Современный тренажерный зал с высококлассным оборудованием, позволяющий развивать физические кондиции на все группы мышц. Это очень сильно отражает уровень мирового регби. В команде есть три реабилитолога, два массажиста и порядка трех человек для индивидуальных тренировок в период восстановления. В общей сложности – восемь специалистов, отслеживающих здоровье и физическое состояние спортсменов.
Важное отличие от нашего регби состоит в том, что весь тренировочный процесс цифровизован, что помогает следить за его ходом. В любой момент тренеры могут открыть общий файл и вносить коррективы по показателям физического состояния спортсмена, цикла работы и так далее. Все это в статистике и цифрах. Это система, построенная на математическом подходе к спорту. Мы приехали накануне игры против «Коннахта», а тренерский штаб как раз занимался формированием годового плана. Нам наглядно продемонстрировали, как строятся планы в команде на год, месяц и неделю. Причем, этот план – не догма, в течение года в него будут вноситься коррективы в зависимости от игрового процесса. Вся подготовка завязана на тренере по ОФП Куинтине Крюгере.
За 45 минут тренировки всё распределено так четко, что ни один человек не остается в стороне. Все происходит на максимальном КПД как для игроков, так и для тренеров. Тут нет места каким-то импровизациям “от фонаря”. Это целая система, которая функционирует за счет четкого понимания, кто и что должен делать. Важную роль играет и философия каждого наставника команды. Ты просто можешь подойти к любому и спросить про нее, и он тебе без бумажек и таблиц конкретно пояснит, что и как он делает, к чему стремится и что требует от своих подопечных. Это высочайший уровень специалиста.
Теперь наша задача оцифровать наши знания, применять их и, конечно, выйти на новый уровень тренерской работы и внедрить новую для нас методику в России.