В большом интервью пресс-службе клуба главный тренер «Енисея-СТМ-м» Андрей Отроков рассказал о первом сезоне в роли наставника молодежной команды и планах на будущее.
— Защита чемпионского титула в молодежном чемпионате России, два непростых тура «семерки» в Сочи. Каким для вас получился первый сезон в качестве главного тренера?
— Непростым. Юрий Васильевич Краснобаев уехал в «Химик», я остался один. Конечно, мне было тяжело. Когда у тебя тридцать человек на поле, заниматься с ними и видеть все нюансы нереально. К счастью, в разные моменты того периода мне помогали в работе с нападающими Роман Ромак и Иннокентий Зыков. Благодарен им за это. Но команде были нужны еще один или даже два тренера. После прихода Юрия Баранова, который работал с нами на общественных началах, и, конечно, Улдиса Саулите всё встало на свои места.
— Что вы почувствовали, узнав о назначении? Вызов или давление?
— Несомненно, это было давление. С другой стороны – настоящий вызов. У меня появилась возможность проверить свои силы, понять, на что я способен, как смогу настраивать команду, как игроки будут меня слушать, как будут выполнять задания и всё то, что мы наигрываем, как мы сможем взаимодействовать в целом. Титул нужно было отстаивать. Должен сказать, что с Юрием Васильевичем мы всё время были на связи, разговаривали, я советовался. И он тоже мне очень сильно помог.
— Начало молодежного чемпионата России ваша команда провела на выезде, уверенно выиграв в Пензе и неожиданно уступив в Москве МАР. Что повлияло на это поражение?
— Вторая игра на выезде проходит сложно не только у нас, это норма для любой команды. На это влияет и смена часового пояса, плюс адаптация. Не скажу, что матч против МАР был провальным, нам не удались только последние 10-15 минут. Шла ровная хорошая игра, а затем я принял решение по заменам, после чего пошли ошибки в защите. Между прочим, мы вчистую выиграли все вторые таймы в сезоне, кроме этого с МАР.
Основной нюанс нашей команды заключается в том, что мы проваливаем первый тайм, затем в перерыве мне приходится использовать «кнут», а вот во втором, после внушения, мы начинаем действительно играть. Эта проблема исчезнет, когда мы научимся играть с максимальной отдачей и концентрацией с первых минут. Будем разбираться, по ходу сезона мы пытались, но не смогли это преодолеть.
— Как вам удалось справиться с командой без помощи полноценного тренерского штаба?
— Сложно, но выдержали за счет сплоченности коллектива. Все ребята друг друга знают давно, внутри команды не важно младший ты или старший. Они все из системы «Енисея-СТМ» и поддерживают друг друга. Я общался с лидерами команды, и они понимали, что мне одному тяжело работать. Мы взаимно помогали друг другу, весь коллектив сплотился, чтобы играть на высоком уровне.
— Как изменилась атмосфера в коллективе, технические моменты подготовки с приходом Юрия Баранова и Улдиса Саулите?
— Всё встало на свои места. Каждый из нас занялся своим делом – так, как оно и должно быть в тренировочном процессе. Улдис работал с нападающими над коридорами, схватками, входом в линию. Юрий помогал по схемам игры и комбинациям в четвертях. На командных тренировках один следил за защитой, второй за атакой, так втроем мы добились того, что успевали всё отследить. Всю техническую работу мы разделили между собой. Действовали согласно тренировочному плану, вместе обсуждали и вносили в него дополнения. Приходили к единой концепции и слаженно работали.
Кроме того, тренировки стали проходить в позитивной обстановке – Юрий и Улдис задали новую волну, а я оставался чуть более жестким. У нас получилось идеальное тренерское трио.
— Как вы принимали самые важные решения?
— Все вместе, втроем. И про изменения в составе, и про концепцию игры. Одному такие решения принимать нельзя, у нас командная игра.
— В прошлом сезоне у команды был достаточно молодой состав команды, в нем были даже игроки 2005 года рождения. Что это было: тренерское решение или кадровая необходимость?
— Шесть наших игроков 2000 и 2001 года рождения уехали в аренду, да и 18-летних уже надо было привлекать в команду. Это была необходимость. При этом мы понимаем, что нам нужно подтягивать более молодых игроков, чтобы они росли и развивались вместе с молодёжной командой. Именно этим регбистам предстоит играть за молодежку ещё на протяжении 4-5 лет. Они должны знать концепцию, структуру, элементарное понимать, что от них требуется, как надо работать и к чему нужно стремиться. Помимо этой подготовки они должны уделять особое внимание индивидуальной работе.
— Были ли проблемы с адаптацией новых игроков, которые выступают ещё на юниорском уровне, и как бы вы оценили их развитие в рамках чемпионата?
— Десяти матчей чемпионата недостаточно для полноценной адаптации и развития игроков. Мы начали играть с июля, при этом половину лета мы провели просто за тренировками. При таких условиях у самих ребят пропадает интерес. А ведь за лето мы могли бы играть в три-четыре круга. Я думаю, что красноярцы готовы выехать в назначенное место, где соберутся все команды. Мы могли бы сыграть один круг, потом разъехаться и готовиться к следующему кругу чемпионата. При таком подходе мы бы получили уже 15-20 сыгранных матчей. Молодые игроки приходят абсолютно сырыми, с ними приходится работать индивидуально, многое приходится объяснять, и буквально за ручку водить, чтобы они оставались для дополнительной работы. Помимо игровой практики, чтобы развиваться, им нужно больше над собой работать. У всех единая цель – это основная команда «Енисея-СТМ», в которую без самостоятельной работы и преодоления себя попасть тяжело. Я думаю, что большинство ребят прекрасно это знают. При этом, в нашем составе есть молодежь, которая уже сегодня наголову сильнее старших. Именно это показал нам тестовый матч сборной России между игроками 19 и 23 лет. Младшие победили, именно эти парни сейчас в обойме нашей молодёжки.
— Как вы оцениваете уровень молодежного чемпионата России в сезоне 2023 в целом?
— С каждым годом команды реально подрастают, и это несмотря на небольшое количество игр. Все хотят прогрессировать и все хотят обыграть «Енисей-СТМ». В этом сезоне выделялась команда МАР, они усилились и собрали всех возможных игроков в России, но в итоге всё же не смогли нас обыграть. Отмечу «Красный Яр», который действительно провёл хороший сезон. Третий год они выступают одним и тем же составом, добавляются лишь один-два молодых игрока. Для меня было очевидно, что «Яр» хотел взять этот чемпионат, но мы им пока не по зубам. Так что уровень конкуренции однозначно возрастает.
В новом сезоне состав участников изменится: ЦСКА уходит в Высшую лигу, в наш турнир приходит московское «Динамо», может быть, добавится ещё и «Металлург». Это команды-загадки, они могут добавить интереса и интриги. Ну а у нас будут только наивысшие цели.
— В прошлом сезоне усилений из основной команды было немного. Почему так сложилось?
— Изначально у нас была договоренность с Александром Юрьевичем Первухиным о том, что играть мы будем своими силами. Игроки, которые заходили к нам из первой команды – это Тимур Маслов и Александр Матвеев. При этом Тимуру ещё не исполнилось 23 года, и он не считался джокером. К сожалению, из-за ситуации в основной команде и его травмы, он мало играл за нас. На золотой матч против «Красного Яра» Тимур выходил с травмой, которую диагностировали уже позже, при этом как же надёжно отыграл. Он большой молодец.
— В ходе чемпионата также произошли потери опытных перволинейцев: сначала выбыл Владимир Тонкошкуров, затем Дмитрий Сипкин…
— Мы понимаем, что Сипкин и Тонкошкуров – важные игроки первой линии, действительно, большие потери для нас. Их на поле не ощутимо не хватало.
После травмы Дмитрия для полной заявки приходилось включать в неё игроков третьей линии, которые, конечно же, были подготовлены для этого. Но фактически мы были вынуждены доигрывать сезон с тремя игроками первой линии – Шумериным, Устиговым и Онищенко.
Владимир по возрасту уже не имеет право выходить в первой линии, поэтому выступал во второй. Он сильный индивидуальный игрок – как в защите, так и в атаке. Именно в матче против МАР на выезде, который мы проиграли, команде не хватило его силы, авторитета и профессионализма. Разумеется, дальше нашли замену на его место, но он восстановился и все-таки доиграл с нами этот сезон.
— Какой из десяти матчей вам запомнился больше остальных?
— Матчей немного, так что все они запоминающиеся. Но именно первая игра – против «Красного Яра» действительно запомнится мне надолго. Честно, я очень переживал, мне казалось, что «Яр» может нас победить. Встреча проходила в Минусинске, а для нас это был только третий матч в сезоне, плюс снова выезд. Но первый раз за всю свою тренерскую карьеру я почувствовал такую зашкаливающую энергетику от парней. Раздевалка гудела от накала эмоций и их энергии, а дальше вся эта мощь и запредельный настрой команды вырвались на поле…
— Мотивация игроков, как поддерживать этот компонент от матча к матчу?
— Хорошим физическим и психологическим восстановлением после игр, особенно – тяжелых выездных. Поэтому мы давали по два-три дня отдыха, а затем постепенно начинали готовить ребят к следующей игре. Как морально, так и физически. Выводили их на пик к матчу.
— В каких матчах вы видели, что установки выполнены, а в каких – провалы игроков или свои тренерские недоработки?
— Всегда оцениваю свою работу после игры. Как мы провели подготовку к матчу, как мы отыграли, что выполнили, а что не удалось. В основном, ребята прислушиваются и выполняют задачу на матч. Но есть некоторые игроки, которые принимают самостоятельные решения, устраивают непонятные индивидуальные розыгрыши. Разыграл, побежал, дальше у него забрали мяч, как следствие, мы теряем нить игры и уходим в защиту, где теряем больше энергии и концентрацию. Из-за этого теряется своя игра. Невыполнение тренерской установки просто неприемлемо. Когда все компоненты и стандарты выполняются, все штрафные бьются в аут и по воротам, когда игроки прислушиваются и нет паники на поле – тогда все проходит гладко. С этим тоже мы разобрались после первых игр. При этом, на каждой игре у меня внутри было неспокойно. Я переживал за игру и ребят, чтобы они выполняли всё то, что мы тренируем. Я хотел быть уверен, что мы не тратим время на какой-то компонент, а они его не играют. Нужно пробовать новое, пусть даже где-то с помарками, что вполне объяснимо – матчей без ошибок не бывает. Мы это разбираем, делаем выводы, поправляем и шлифуем.
— Как у вас выстроены отношения с игроками команды? Это дистанция или дружба?
— Скорее сочетание. В процессе тренировок я строгий со своими игроками, но всегда остаюсь открытым и готов к диалогу, если это не мешает дисциплине. Вне поля мы можем поговорить и посмеяться. Личных привязанностей нет, но я вижу, кто и сколько работает на тренировках, кто из них дополнительно трудится индивидуально, я отмечаю всех, кто выкладывается и отдается процессу.
— Вопрос о перспективе и подготовке игроков для основной команды. У кого, кроме Александра Белослудцева, есть шансы попасть в «Енисей-СТМ» или другие команды высшего эшелона российского регби?
— У всех ребят, которые сейчас задействованы в нашем молодежном составе, есть перспективы для того, чтобы играть на высшем уровне. Совсем другой вопрос, как они этим воспользуются и как распорядится случай или удача – этого никто не знает. Несомненно, у нас в «Енисее-СТМ» лучшая база в России для подготовки регбистов: синтетическое и натуральное запасное поле, основное поле, тренажерный зал, игровой зал и бассейн. За всеми ребятами наблюдают, как они развиваются и как проявляют себя. Скажу так – каждому из них будет дан шанс.
— Расскажите о планах на предсезонную подготовку? Будут ли усиления по составу к следующему сезону?
— Наряду с силовыми и беговыми нагрузками, мы планируем провести большой объём индивидуальной и технической работы. В следующем году добавятся ещё несколько игроков 2005 года рождения из отделения регби в Дивногорске, поэтому огромный пласт дополнительной технической работы ложится на наши плечи. Процесс предсезонной подготовки тщательно спланирован. Игроки первой линии уже начали индивидуальную работу над своими силовыми показателями. Все остальные, в том числе участники мужской «семёрки», отдохнули немного дольше. С начала декабря мы приступим к общим тренировкам. Помимо интенсивной работы в тренажерном зале, мы подключим игровой зал, где и начнём прокачивать игровые навыки – асы, захваты в борцовском зале, работа на земле в раках и многие другие элементы. Зимой нам также приходится поддерживать движение, ведь регби – игровой вид спорта. Поэтому также будем играть в баскетбол, волейбол и гандбол.
— Большая цель команды на сезон 2024. Какая она?
— Мы не можем позволить себе стоять на месте. Наша цель – сохранить состав и подтвердить своё чемпионство.