Мы продолжаем серию публикаций о самых ярких событиях минувшего десятилетия в российском регби. К числу таковых, безусловно, относится дебют «Енисея-СТМ» на европейской клубной арене в сезоне 2015-16 годов. «Тяжёлая машина» тогда начала с побед над португальским CDUL (28:6) и итальянским «Mogliano» (19:15), а затем, выйдя на румынский клуб «Baia Mare», уверенно выиграла и на выезде, и дома (30:20, 33:12).
Александр Первухин рассказывает о том, какие чувства испытывала команда на пороге своего первого европейского опыта:
— Когда стали поступать первые предложения, которые потом трансформировались в отборочный турнир, то возникло ощущение чуда. Тем более что удалось достаточно уверенно пройти предварительный этап. А уж когда одержали первые победы – тем более. С опасением ожидали матчей против «Mogliano» и «Baia Mare». Даже этот уровень соперников для нас тогда считался очень серьёзным. С итальянцами трудная была игра, и хорошо, что проходила в Краснодаре – на выезде было бы сложнее. Мы сами их считали фаворитами в той встрече, но полтора тайма против них вели, чего они, конечно, не ожидали. А в последние десять минут они нас прилично штурмовали…. Честно скажу, что румынских чемпионов мы даже больше опасались. Но после «Мольяно» почувствовали себя достаточно конкурентоспособными. Хотя, конечно, прекрасно понимали, что это пока ещё отборочный этап.
Победа над «Baia Mare» вывела «Енисей-СТМ» в European Rugby Challenge Cup. Там всё было куда серьёзнее: в группе уже ждали ирландский «Connacht», английский «Newcastle Falcons» и французский «Brive».
— Кто-то из журналистов тогда спрашивал про то, какие цели и задачи поставлены перед командой… — вспоминает Александр Первухин, — Было понятно, что занять первое место на групповой стадии – это из области фантастики. Но мы были счастливы выступать на этом уровне, против команд, которые видели только на дисках, а до этого на кассетах. Никогда не думали, что выйдем на такой уровень и сможем с ними играть. И, с одной стороны, была гордость, с другой – опасение, что можем и облажаться.
Групповой этап начался с волевого поражения от ирландцев в Красноярске (14:31), а продолжился очень жёстким поражением в Ньюкасле (7:55). Дальше предстояло принимать в Сочи гостей из Франции.
— Конечно, самое яркое впечатление – победа над «Бривом», — признаётся Первухин. — Этого никто не ждал. Тем более, после проигрыша в Англии. Много разговоров я тогда провёл с командой. По одному беседовал, по двое, по четверо-пятеро, со старыми, с молодыми игроками…. Главная тема была простая – для чего мы вышли на этот турнир? Чтобы вот так проигрывать? Я тогда сделал рискованный шаг, выпустил «лавочников» Гасанова и Сидорова. В итоге Гасанов занёс единственную попытку, а Сидоров был признан лучшим игроком. Помню звонок Копьёва, который в это время находился на европейском конгрессе: «Выходим на перерыв, видим табло – 10:7 в пользу «Енисея», сразу некоторые решили, что это ошибка какая-то, напутали… А у нас ощущения, конечно, были непередаваемые. Вспоминаю, как обнимались, кричали… Но чтобы в полной мере это понять, нужно помнить, что речь о первых наших шагах.
В числе первых этих шагов, напомним, в итоге была и еще одна победа, которая позволила поквитаться с английским клубом (24:7). Так что финишировал «Енисей» хоть и на четвертой строчке, но с восемью очками. А главное, по мнению Александра Первухина, с принципиально иным опытом:
— Вот сейчас грузины проиграли четыре встречи в Кубке восьми наций. И давайте посмотрим, как они будут выглядеть в феврале против наших, если, конечно, будут матчи чемпионата Европы. То, что они сейчас показывают в защите, то, как они к традиционно сильной игре нападающими теперь добавили линию трехчетвертных, которая иначе начинает играть… Они по сравнению с нашей группы теперь ещё на два порядка выше.
Вот тогда то же самое было с «Енисеем». Тем более что
этот период совпал с расцветом и возмужанием целой плеяды игроков: Баранов,
Саулите, Зыков, Темнов, Кушнарёв, Качарава. Уровень был совершенно другой по
скорости исполнения, по качеству защиты, по ответственности…. И когда при этом получаешь
такой бешеный опыт, его нельзя оценить в процентном соотношении, измерить
количественно. Но растут все: и игроки, и тренеры, меняется организация
тренировочного процесса.