Игрок женского ЦСКА по регби-7 и обладательница Кубка европейских чемпионов в составе красно-синих Елена Здрокова в интервью Metaratings.ru рассказала о прошедшем победном турнире, вспомнила Олимпиаду, которую назвала провальной, и объяснила, как удается совмещать жесткость на поле и женственность в семье.
– Как долго проходила подготовка к Кубку европейских чемпионов?
– Она шла параллельно с подготовкой к чемпионату и Кубку России. Знали, что после первого тура отправимся играть за Кубок Европейский чемпионов. Соперников не знали, за исключением, конечно, «ВВА-Подмосковье». С девушками из Гданьска знакомы по играм против сборной Польши на международных турнирах, их в команде 10 человек. Знали, что эта одна из самых организованных и техничных команд на турнире. Предвкушали турнир с большим интересом, потому что новые соперники – это всегда интересно.
– Казалось, что для ЦСКА без труда прошел первый соревновательный день, но так ли это?
– Наверное, так и было: соперник давал играть и набирать очки, а мы, соответственно, этим пользовались.
– В финальном матче «армейский» клуб уверенно обыграл польский «Било Зиелоне» со счетом 26:10. В действительности же финал вышел довольно напряженным, а победу россиянки добыли в упорной борьбе. Как оцените финальную схватку? Почему не сразу получилось завладеть инициативой?
– Несмотря на то, что упустили инициативу с начала встречи, как будто не проснулись и были скованы, финал получился во многом показательным для нас. В этой игре удалось воплотить в жизнь наработки с тренировок. А сопернику просто браво, всегда приятно играть с такими сильными командами.
– За счет чего удалось переломить ход встречи?
– Просто поймали свою игру и агрессивно действовали в защите. Заставляли соперника ошибаться и больше владели мячом.
– Женский ЦСКА – довольно молодой, но уже титулованный клуб. За счет чего ваша команда прогрессирует?
– Мы пришли из разных клубов: у всех были разные тренеры, разные требования. Но могу сказать, что ни в одном клубе не было такого профессионального тренерского штаба. Имея уже немалый опыт за плечами, с ним мы узнаем ещё больше и прогрессируем с каждой тренировкой.
– Регби называют хулиганской игрой для джентльменов, как вы оказались в этом виде спорта?
– Занималась легкой атлетикой в родном Новосибирске вместе с Аленой Тирон (ныне капитан женской сборной России по регби-7, прим. Metaratings.ru) у одного тренера, ее заметили на соревнованиях. Привлекла атлетичность и высокая скорость Алены, после чего ее пригласили в РК «Енисей-СТМ», а через полтора года по ее рекомендации в этом клубе оказалась и я. С этого и началась моя карьера в новом виде спорта.
– Помните свои первые турниры? Какой сразу всплывает в памяти?
– Первым турниром, спустя несколько недель тренировок, для меня стал один из туров Чемпионата России 2014 года. Он проходил в Кузьминках, и первые игры я бегала впереди мяча и не понимала, почему девчонки мне не пасуют. Но, когда осознала свою ошибку и заняла правильную позицию, получила мяч и смогла убежать в зачетное поле соперника, я даже прикрикивала от счастья.
– Как сильно отличается игра в сборной на крупных международных турнирах от матчей в чемпионате России?
– Конечно, разница колоссальная: каждая игра на крупных турнирах изматывает, ты отдаешь все силы и иногда просто не можешь ускориться в следующем матче, нет «проходных» соперников. В чемпионате России картина совсем другая, но зато есть игры, где даётся много игрового времени новичкам, где можно учиться и выходить на новый уровень.
– Есть ощущение, что разница в подготовке команд достаточно велика. Как думаете, сможет ли Олимпиада дать какой-то импульс к развитию игры сборной России по регби?
– Вероятно, сможет. Прогрессируя на уровне клуба и черпая игровой опыт с таких турниров, так или иначе переносишь это на свою игру в сборной.
– Женская команда впервые оказалась на Олимпиаде. Как оцените выступление? Чего не хватило?
– Выступление провальное, полное отсутствие командной игры, сумбур, разлад в коммуникации. Не хватило подготовки именно к Олимпиаде. Сначала мы готовились к первому туру чемпионата Европы, в котором, естественно необходимо побеждать, чтобы сохранить финансовое положение.
Потом подходили к отборочному турниру в Монако. Затем второй тур чемпионата Европы в Москве. На всех этих турнирах уровень соперника невысок, и не было нужным придумывать супер тактику. Можно было просто выигрывать на классе, что и было сделано.
Но игры на Олимпиаде – это уже совсем другой уровень, к которому мы, к сожалению, оказались не готовы ни тактически, ни технически, ни, видимо, морально. И это касается не только игроков. Сплоховали все. Причин на самом деле гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
– Новая Зеландия считается самым опасным соперником? Или вы выделите другие страны-фавориты?
– Посмотрите на сборную Франции, мы дважды уверенно обыграли эту же команду в феврале в Мадриде на международном турнире, но они пошли дальше, отпустили чемпионат Европы и провели спарринг с сильнейшими командами на других турнирах. Они готовились к Олимпиаде, где смогли стать серебряными призерами.
А как прогрессировала сборная Фиджи: если раньше эта команда играла в силовое регби и могла дать бой только в первой половине встречи, после чего крупные игроки просто переставали двигаться, то теперь они просто не дают дышать сборной Новой Зеландии и уверенно обыгрывают другие сильнейшие команды мира. Очень заслуженная бронза Олимпиады.
– Были моменты, когда семья говорила, что пора уходить из регби?
– В самом начале моего пути в регби после травмы, понимая, что риск получить ещё одну очень велик в этом виде спорта, мама очень переживала за моё здоровье и моральное состояние, потому что восстанавливаться было нелегко, вела со мной подобные разговоры, но теперь она и сама не может жить без регби.
– Почему вы до сих пор в регби? Чем удерживает этот спорт?
– У меня есть силы, я чувствую, что могу становиться лучше, у меня есть огромное желание реабилитировать статус сборной после такого ужасного выступления. Этот спорт удерживает своим характером, он будто каждый раз бросает тебе вызов. Играя в регби, ты становишься сильнее духом.
– Как реагируете на слова о том, что регби – это спорт не для женщин?
– Я уже давно не слышу таких слов. Все привыкли, что женщины занимаются спортом наравне с мужчинами, в этом нет ничего особенного.
– Но мужской все-таки считается более популярным?
– Это проблема не самого вида спорта, а его развития. Я, например, узнала о регби в 17 лет и только когда меня туда пригласили. Если бы больше девочек знали, что такое регби, если бы было больше детских секций, то женское регби ничем не уступало бы мужскому.
– Регби-7 считается более зрелищным, чем регби-15. За счет чего?
– Я с удовольствием смотрю матчи по регби-15 и по регби-7. И в том, и в другом виде есть интересные матчи, а есть скучные. Это больше зависит от вкуса. Возможно, семерка считается более захватывающей за счёт динамики и скорости.
– Не хочется играть в классику?
– Я никогда не играла в классику, для меня она кажется просто невероятно сложной. Возможно, приобретя достаточный багаж знаний и умений для этой игры, я проникнусь к ней той же любовью, что и к семерке.
– Какие самые частые травмы у вас?
– Травмы голеностопного сустава, плеча, коленей. Но всё зависит от вашей подготовки. Умея правильно захватывать и падать, можно многого избежать.
– На поле вам важно быть жесткой, собранной и конкурирующей, а в жизни и в семье где-то, наверно, проявляете мягкость? Как вы справляетесь с разными гранями характера?
– Дома и в мыслях нет быть жесткой, зачем? Регби этого требует, а семья требует любви, спокойствия, заботы и надежности.