Вице-президент ФРР Кирилл Яшенков в интервью ТАСС и пресс-службе Федерации регби России рассказал, каковы перспективы обжалования в суде последних решений Международного олимпийского комитета (МОК) по допуску российских атлетов.
Яшенков отметил, что последние решения МОК вызывают много вопросов и являются предвзятыми.
– Несмотря на то, что МОК смягчил ранее наложенные санкции в отношении спортсменов из России, сами решения выглядят противоречивыми, неисполнимыми, вызывающими огромное количество вопросов и явно дискриминационными по отношению к нашим спортсменам, — уверен Яшенков.
Представители командных видов спорта ожидаемо возмущены и крайне разочарованы решением МОК в той части, где без всяких оснований и разъяснений запрещается допуск на международную арену командам из России.
Спортсмены-одиночники и их федерации откровенно возмущены и недоумевают относительно объявленных критериев и условий их допуска к международным соревнованиям.
Международные федерации ломают голову над срочной разработкой механизмов допуска/недопуска российских спортсменов к международным соревнованиям на основе объявленных МОК условий.
Организаторы турниров с тревогой смотрят на календари международных соревнований в ожидании решений международных федераций.
Вице-президент ФРР объяснил, в чем заключается уязвимость решений МОК.
– МОК тщетно и натужно пытается объяснить разницу между спортсменами, представляющими командные и одиночные виды спорта в смысле их допуска/недопуска к соревнованиям, – считает Кирилл Яшенков.
В этом на мой взгляд и заключается основная уязвимость решений МОК. Это решение о разделении спортсменов командных и одиночных видов спорта не имеет под собой правовых оснований и противоречит принципам и нормам Олимпийской Хартии.
Одним из фундаментальных принципов Олимпизма является то, что каждый человек имеет право заниматься спортом. Это неотъемлемое его право. Каждый человек имеет право заниматься спортом без всякой дискриминации любого вида. И уж тем более вне зависимости от того, каким видом спорта — командным или индивидуальным он занимается.
Очевидно, что решения МОК противоречат указанным выше фундаментальным принципам Олимпизма и уже только по данной причине являются незаконными и при нормальном независимом арбитраже такие решения подлежали бы безусловной отмене.
По словам Яшенкова, решение МОК политизировано и готовилось крайне тщательно.
– Оспаривать решения МОК безусловно вправе, в первую очередь, ОКР, возможно Министерство спорта РФ, а также наши спортивные федерации, да фактически и сами спортсмены, чьи права и законные интересы, безусловно, напрямую затрагиваются и нарушаются решениями МОК, – сказал Яшенков.
При этом нужно понимать, что решение МОК политизировано и не просто так с января 2023 года с момента первых заявлений о возможных изменениях в позиции МОК по вопросу возможного допуска наших спортсменов до момента объявления последнего решения МОК прошло 2 месяца. Не просто так эти решения МОК выверялись так долго внутри МОК большим количеством специалистов и, уверен, согласовывались на самом высоком уровне под самой качественной лупой, – все это делалось не для того, чтобы Арбитражный спортивный суд в Лозанне (CAS) взял и признал эти решения незаконными и необоснованными.
Если вспомнить судебные процессы после решений МОК от февраля 2022 года, то весной того же года наши многие спортивные федерации, которые были отстранены от соответствующих международных турниров решениями международных федераций, обжаловали в Спортивном арбитражном суде в Лозанне (CAS) или в апелляционных Комитетах международных федераций именно решения об отстранении, вынесенные самими международными федерациями в строгом соответствии с решениями-рекомендациями МОК.
Кстати, результат был отрицательный.
Именно поэтому, считаю, что необходимо дождаться механизмов допуска/недопуска российских спортсменов на международные соревнования, которые по решению МОК должны в ближайшее время разработать международные федерации. После выработки таких механизмов им необходимо будет их реализовывать и пойдут уже конкретные решения международных федераций по отдельным российским спортсменам и конкретным международным турнирам.
У обжалования таких индивидуальных решений будет хорошая судебная перспектива и, уверен, определенное количество таких решений вполне может быть отменено впоследствии, а наши спортсмены будут допущены до участия в соответствующих соревнованиях.
Яшенков считает, что по поводу таких будущих решений международных федераций остается много вопросов.
– На днях, например, Польская федерация фехтования заявила, что допустит российских спортсменов до участия в этапе Кубка мира по фехтованию в Познани (Польша), при условии, если наши спортсмены подпишут заявления об осуждении СВО, – напомнил виц-президент ФРР.
При этом ранее Международная федерация фехтования допустила россиян до участия в турнирах под своей эгидой.
Возникает вопрос, кто принимает финальное решение, так как МОК уполномочивал именно международные федерации. Откуда у польской федерации полномочия дополнительно ограничивать допуск спортсменов и уж тем более самоуправно выдвигать новые требования к спортсменам. Куда это все придет, если каждый организатор международных соревнований будет выдвигать свои условия допуска? Ну и у Польши так вот просто условия МОК о том, что спортсмены для допуска к соревнованиям не должны были публично и активно поддерживать СВО, превратилось в требование письменно осудить СВО. Как говорится, почувствуйте разницу. Это то самое злоупотребление правом во всей красе. И на такие произвольные трактовки решений МОК считаю необходимо срочно реагировать, чтобы не создавать опасный прецедент такой свободной трактовки.
Это и есть неисполнимость решений МОК – международным федерациям будет крайне трудно обосновывать несоблюдение условий и критериев допуска конкретного спортсмена на конкретные международные соревнования.
Поэтому на мой взгляд идеальны для обжалования именно будущие решения международных федераций о недопуске тех или иных конкретных российских спортсменов на конкретные международные соревнования, поскольку весомых аргументов и законных причин не допускать не будет, если, конечно, спортсмен соблюдал антидопинговые нормы и правила.
Тем более положительная история рассмотрения индивидуальных исков российских спортсменов в Спортивном арбитражном суде (CAS) уже есть – вспомнить хотя бы решение CAS) по искам российских спортсменов, которые обвинялись в нарушении антидопинговых правил на ОИ в Сочи и которые были дисквалифицированы по итогам Игр. Были и другие положительные прецеденты.
В заключении, Кирилл Яшенков подчеркнул, что заявлять о своем несогласии с новыми правилами необходимо. На каком этапе это делать и какие конкретно решения обжаловать – варианты есть.
– В любом случае эти решения являются необоснованным и дискриминационными, прямо противоречащими олимпийским принципам, а значит нарушают права российских спортсменов, российских спортивных федераций и ОКР, – разъяснил Яшенков.
Свои права необходимо активно отстаивать всеми возможными и предусмотренными законодательством способами.
В то же время убежден, что в выработке стратегии по вопросу обжалования решений МОК и/или международных спортивных федераций нужна консолидированная позиция всех федераций под руководством ОКР. Никто не должен обжаловать решения МОК или соответствующих международных федераций первым без обсуждения этого с иными федерациями и ОКР. Не нужно радостно бежать впереди паровоза даже с флагом в руках. Понятно, что намерения благие, но благими намерениями… Что мы все получим если кто-то побежит сейчас в одиночку обжаловать те или иные решения и проиграет в суде? Мы получим негативное судебное решение по данным решениям МОК или международных федераций, которое юридически закрепит их и признает их законными и обоснованными, а это в свою очередь поставит юридический крест на попытках обжалования для остальных потенциальных заявителей, кто бы ими не был – ОКР, российские спортивные федерации, индивидуальные спортсмены.