Арбитр, отсудивший финалы PARI Чемпионата России и PARI Кубка России по регби в интервью «Чемпионату» рассказал о работе в этом сезоне, бункере ТМО, иностранных судьях и многом другом.
– Артур, недавно в России завершился «бесконечный» сезон-2023/2024. Вы получили уже два подряд назначения на финалы кубка и чемпионата. Что можете про эти матчи рассказать? Да и в целом про сезон?
– Начну со второго вопроса про сезон. С точки зрения спорта сезон можно разделить на несколько этапов. Первый этап проходит относительно спокойно и гладко. Второй этап – это непосредственно борьба за плей-офф. В этом году понятно было, что выйдут все. Вопрос был в другом: каждый клуб хотел получить лучшее место, чтобы потом большее количество матчей провести у себя дома. Честно скажу, что эти два с половиной месяца, во время которых шёл плей-офф, стали для меня довольно непростыми. Сначала — полуфинал Кубка России, «Яр» и «Стрела». Потом — уже ответный матч серии, когда играли «Локомотив» и «Динамо», тоже очень упорный, в котором команды до последних минут шли почти очко в очко. Дальше — финал Кубка. Кстати, если смотреть по игре, тот финал оказался самым спокойным и простым. Потом — два матча полуфиналов чемпионата России и сам финал. По моим ощущениям, матчи Кубка были менее горячие, нежели игры плей-офф чемпионата России. И хотя перед финалом Кубка был ажиотаж, сам матч с точки зрения судейства оказался не таким уж и тяжёлым. Уверен, что для зрителей финал ЧР был классным и с интересной развязкой. Несмотря на то что за весь матч было всего три попытки, он оказался довольно динамичным, особенно с этими неожиданными удалениями.
– Вы как-то специально готовитесь к играм? Анализируете команды?
– Когда судишь в России, то у тебя команд не так много. Ты их все знаешь. Я в этом сезоне либо в поле, либо сбоку чуть ли не каждый матч «Красного Яра» рассудил, можно было им просто говорить после игры: «Всё, до скорой встречи, на следующей неделе увидимся, да?» Ещё зависит от плотности игр. Если игры идут каждую неделю и ты каждую неделю задействован, то даже физической подготовкой ты занимаешься лайтово, просто форму поддерживаешь. Серьёзная работа идёт, когда у тебя нет игр. Есть судьи, которые основательно готовятся к играм, изучают команды, смотрят, кто и что делает, где они нарушают. Я всегда подходил немножко по-другому. Я работаю по факту. То есть сегодня они могут нарушать так, завтра они будут нарушать совершенно другие правила, и надо работать именно по тому, что будет происходить на поле. Если брать наши команды, то они очень умные и очень легко подстраиваются под судейство. Если брать финал чемпионата: прямо на первой минуте я дал свободный удар против «Енисея» за затяжку времени в коридоре, сделал так, что они стали быстрее собираться. А если они видят, что судья их не наказывает, то стараются замедлять ход игры, потянуть, играть в своем ритме.
– Следите за работой иностранных судей? Кого бы отметили?
– Я не слежу за регби в режиме 24 на 7, хотя есть у нас арбитр Алексей Лебедев – вот он чуть ли ни каждую неделю какой-нибудь «Про Д2» смотрит. Понятное дело, что Кубок мира, Кубок шести наций, Олимпиаду я смотрю. Иногда бывает, замечаешь какую-нибудь прямую трансляцию, включаешь, если время есть. В своё время с московскими судьями мы собирались раз в неделю на «Славе» потренироваться и после включали какой-нибудь матч зарубежный, смотрели, обсуждали. Называли это «судейский кружок». Я в соцсетях подписан на несколько арбитров, в том числе на Андреа Пиарди и Ника Амашукели, с которыми фактически начинал, а сейчас они большие звёзды. Смотрю, как они соцсети ведут, чем заняты. Тот же Ника и тренировки выкладывает. Очень, на самом деле, радует, когда ты видишь человека, с кем вместе работал, а он сейчас на таком уровне. Когда смотришь большие матчи, то иногда для себя какие-то пометки делаешь. Мне нравился Уэйн Барнс по манере судить, вести игру. Он, кстати, юрист и в жизни.
– Как вы к судейскому «бункеру» относитесь? У нас его пока нет.
– Здесь всё зависит от того, кто там сидит. Вот если на ТМО действующий судья, который сам в поле работает, который сел, посмотрел, принял решение – это понятно. Но часто ТМО отходит от протокола. Бывали случаи, когда ТМО меня сам вызывал, говорил, что где-то какое-то нарушение было. А он может меня вызывать, только если попытку нельзя засчитывать, потому что там пас вперёд был, или чтобы наказать игрока за грубую игру, которую мы не увидели. В этом плане лично для меня «бункер» – история отличная только в одном случае: если там человек, который идёт строго по протоколу и вынесет на 100% верное решение. ТМО – это помощник, без которого в современном регби не обойтись. Сейчас нулевая терпимость к грубой игре. А на таких скоростях миллиметры решают, попало плечо в голову, например, или нет. Многие жалуются, что ТМО замедляет регби, но при этом хотят только правильных решений от арбитров. Раньше ТМО только на просмотр попыток был, но с каждым годом правила касательно грубой игры становятся все жёстче, потому отдельный «бункер» и появился. В «бункере» нужен человек, который будет идти строго по протоколу и в одинаковых эпизодах принимать одинаковые решения. Когда ты работаешь судьёй ТМО, то перед тем, как тебе покажут повторы видео, которые тебе нужны, вещатели крутят свои повторы или записывают нарезку для хайлайтов в конце игры. Они говорят: «Нет, пока мы не нарежем, мы тебе не покажем». Из-за этого тоже время тратится. Судьёй ТМО очень тяжело работать. Потому что он не может тебе быстро отыскать момент, просмотреть его. Иногда бывает так, что экран большой, а бывает экранчик, как в мобильном телефоне. Что ты просмотришь как ТМО? Мы ещё очень далеки в этом плане от того, как это должно работать. Вот, допустим, система VAR в футболе понятна. Там большие деньги, у судей отдельная комната, там у них 500 камер, 500 экранов больших, и они все там тебе сразу же автономно предоставлены. Смотришь мировое регби и понимаешь, что они уже автономно пять раз всё пересмотрели. У них там десятки экранов больших, маленьких, каких хочешь. А мы отталкиваемся от наших реалий, и из-за этого есть большие проблемы. Поэтому до «бункера» нам ещё очень далеко. Но хорошо, что есть хотя бы ТМО.
Полное интервью читайте на сайте «Чемпионата».