Федерация регби России — rugby.ru официальный сайт - Официальный сайт Федерации регби России

13 февраля, как мы уже писали, скончался отец-основатель регби в Калининградской области Юрий Шуляковский. Отдавая дань памяти Юрию Александровичу, мы публикуем последнее большое интервью с ним, которое вышло в 2020 году в журнале RUGBY.

– Как регбийный мяч пятьдесят лет назад оказался в Калининграде?

– В 1971 году я вернулся в родной город после учёбы в Ленинграде. Перед отъездом пробовал раздобыть хоть какой инвентарь, кажется, у всех четырнадцати питерских команд, но и «рвань» достать не получилось. А мяч нашёлся здесь – в закромах Технического института. Правда, «дыня», пока валялась с 1960 года, успела изрядно подгнить, приходилось перед каждой игрой носить её к сапожнику. А первая тренировка состоялась 10 апреля 1971 года на стадионе «Пионер», существующем до сих пор. Нам разрешили играть на раскисших земляных кортах, на месте которых сейчас выросла ледовая арена и фитнес-клуб.

– Кто же пришёл на это занятие, если о регби в Калининграде даже и не слышали?

– Сработали объявления. Развешивал их сам по нашим вузам. Идею поддержали борцы – своих подопечных часто приводил Николай Шемаров – теперь чемпион мира по вольной борьбе среди ветеранов, позднее воспитавший сына – чемпиона мира Алексея Шемарова. Регбол, кстати, в который борцы играют на тренировках и поныне, пошёл как раз с тех времён. Так вот, на День Рыбака, 2 июля 1971, мы должны были сыграть первый матч со «Светланой» из Ленинграда, но из-за ошибки с билетами они не приехали и мы провели показательный «междусобойчик». Так и началось регби в Калининграде.

– В начале 1970-х калининградцы ворвались на небосклон советского регби?

– Ну, до элиты нам было далеко, но шума наделали. Хотя в составе были как дерзкие студенты, так слесари, электрики, инженеры. Нам помогал, например, АТЛАНТНИРО – научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, в котором я проработал многие годы и по заданию которого прошёл тысячи морских миль. Благодаря их плечу мы начали ездить по турнирам, соревноваться не только с питерскими игроками, но и рижскими, каунасскими. В итоге у нас выработался свой российско-прибалтийский стиль. Его отличала не только силовая, но и умная, техничная игра. Повезло: ребята подобрались толковые и абсолютно немеркантильные. Иначе бы мы не стали за два года лучшей командой Прибалтики и пятыми в РСФСР. Отдельная благодарность и Юрию Дайнеко, который оказал нам тогда неоценимую поддержку.

– Играли больше тест-матчи или получилось собрать чемпионат области?

– Областного чемпионата у нас не было. Нет, кстати, и сейчас. А вот на чемпионате города и различных турнирах на День штурма Кёнигсберга, ко Дню Рыбака, Приз открытия сезона и тому подобное мы играли регулярно. Набиралось до восьми местных команд! Начали с удовольствием приезжать Казань, Йошкар-Ола, Самара, соседи из Литвы и Латвии. Очень хотели сыграть с поляками: считалось, что у них регби развито. Один раз сыграли в рамках приграничного сотрудничества, после встречи польские друзья сказали, что не нам с ними, а им рановато с нами играть…

– А ведь Вы тогда были играющим тренером?

– Да, и достаточно долго! Взял на себя роль плеймейкера. Вкусил все прелести игр с теми, кто на добрых 12–15 лет больше нас культивировал этот вид в своих регионах. Но удалось подтянуть и навыки наставника. Уже в 1972 году меня пригласили на тренерский семинар, который проводили Александр Григорьянц и Юрий Жилин. Первый вообще уникальный человек. Помимо шикарной игры на поле, – умница, каких мало. Мой кумир! С 1966 по 1978 год двенадцать раз признавался лучшим регбистом СССР. Подряд! Он же доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии. Не зря авиаконструктор Ильюшин когда-то сказал про наш вид спорта: «Это мощь и интеллект! Нет, скорее, это интеллект и мощь!» Особый пример для меня и Евгений Антонов, ведь он единственный из наставников отечественной школы выигрывал с нашими парнями у французов на Евро ещё в шестидесятых!.

– А как Вы сами оказались в этом силовом и интеллектуальном виде спорта?

– В Калининград я переехал с родителями в 1948 году. Первые спортивные успехи были в лёгкой атлетике – хорошо бегал короткие дистанции. Во время учёбы в Ленинграде знакомые ребята затащили меня на тренировку с овальным мячом. Понравилось, занятия не показались мне тяжёлыми. А мои скоростные качества и выносливость так впечатлили тренера ленинградского «Спартака», что Евгений Иванович Зуден чуть ли не на следующий день поставил меня на официальную игру. Я даже правил толком не знал! Но втянулся. Как оказалось, навсегда.

– За десятилетия калининградское регби пережило, как и полагается, взлеты и падения…

– Причин падения всегда много. Есть и моя вина: работа вынуждала отлучаться на месяцы. Но главное, не готовили молодую смену: регби не было ни в одной из школ. Тренеры работали только на энтузиазме. Зарплат и какой-то регулярной поддержки у игроков не существовало. Закат при такой схеме был, увы, необратим. Благо, что в этих условиях люди, традиции, перспективы всё же оставались. Потом была кратковременная вспышка «Вест-Звезды». А вот в 2009–2010 годах, когда к нам переехали несколько тренеров из постсоветского пространства, началась новая эпоха. Это Андрей Осипов, Вячеслав Кобзев, Леонид Фомаиди. Сегодня они на ведущих ролях: Осипов не только вице-президент областной Федерации, но и директор региональной спортивной школы олимпийского резерва по игровым видам спорта, где успешно функционирует отделение детского регби на несколько сот мальчишек и девчонок. Фомаиди ищет таланты в Гурьевском и Полесском районах, работает с девушками, а Вячеслав Кобзев стал старшим тренером региональной сборной и помогает нашему любительскому клубу «Балтийский шторм».

— Какие у Вас воспоминания о «Вест-Звезде», калининградской команде, завоевавшей Кубок страны, медали двух чемпионатов России?

— «Звезда» переехала к нам из Ташкента в 1994 году, здесь у них появилась приставка «Вест». До этого они ярко «блеснули» в Союзе, став первой советской командой, победившей весной 1990 года во всех трех матчах турне по Англии. Помню, здесь оказался представитель чемпионата Франции и он констатировал, что «Звезда» сродни хорошей европейской команде. А, например Сергей Перепёлкин был оценён им как игрок мирового уровня. Наши местные регбисты активно привлекались под их знамёна, играли товарищеские матчи, приходили на тренировки, поддерживали в официальных встречах. Поэтому их успехи на всероссийской арене — это и наши по всем статьям. Тем более, что многие потом здесь и осели. Например, Андрей Беляков не только тренирует мальчишек, но и качественно судит все наши соревнования.

– В 2019 году Калининград первым в России принял чемпионат Европы по регби среди юниоров не старше 19 лет. Вы были на матчах?

– А как же? Это вообще что-то невероятное. И сам турнир, и ажиотаж: финальные игры собирали на стадионе «Калининград» свыше 15 тысяч зрителей. На регби! На юниоров! А как поддерживали Россию в матче за бронзу! Надо отметить, что и арена, а довелось бывать на многих, отлично подходит нам: компактная, современная, а теперь и адаптированная к официальным играм уровня сборных. Спасибо всем, кто причастен к этому проекту. И правительству области, и министерству спорта региона, и Федерации регби России.

– Современное регби сильно отличается того, в которое играли Вы?

– Да. Тогда оно было скоростное, комбинационное. Меньше возни, больше красоты. Ключевая задача на всех установках – «уводи мяч от толпы, импровизируй, обыгрывай, создавай возможности для развития атаки». Сейчас это тоже есть, но только на уровне топ-команд Кубка мира. Что и говорить, в наши времена регбисты не были все как один огромными и мощными. Нет, ребята бывали разные, но не все такие квадратные, как нынче. Думаю, что в целом регби потерял позиции в зрелищности.

– За сборной России следите?

– Спрашиваете! Радуюсь за воспитанника калининградского регби Владимира Подрезова. Всё-таки наш перволинеец дебютировал на Кубке мира, сыграв в 2019 году против ирландцев. Ходил я, конечно же, на долгожданный матч россиян и португальцев на стадионе «Калининград», радовался победе нашей команды и дебюту Вовы на домашней арене. Особенно порадовало, что в феврале (!) на стадион пришли почти 12 тысяч земляков! А если будет игра с грузинами, да более тёплая пора?

– Регби Ваша единственная страсть?

– Безусловно, главная. Но мне довелось вести спортивную передачу на местном телевидении. Комментировал матчи, причём однажды даже женский гандбол. Из хобби выделил бы филателию: сегодня в коллекции несколько тысяч марок разной тематики. Но именно регби стало для меня большей частью жизни. Какие мы посиделки устраивали! А как пели? О родной игре сложили настоящие хиты, которые «на ура» поддерживались участниками всех третьих таймов тех лет.

– О чём мечтаете?

– В первую очередь хочу, чтобы у Калининграда был свой профессиональный регби-клуб. А так, желаний по любимой игре много. Например, чтобы регбийку сборной носил не один-два, а пять-шесть действующих «медведей» из нашего города. Или полным стадионом «Калининград» гнали регбийные сборные России к победам в тест-матчах, континентальных отборах и мировых гран-при. Опять же, чтобы на региональный чемпионат области по «пятнашке» заявилось 22 команды – от каждого района. И вообще, чтобы развитие нашего спорта на калининградской земле и впредь было сродни классической разящей атаке моей молодости – стремительный веер, активная поддержка защитников, остроумное подключение, изящный финт, стремительный прорыв, яркая попытка, точная реализация.

Pull down to refresh
1-й Неопалимовский переулок, 8