Тренер по работе с резервом Сергей Лыско в интервью пресс-службе Федерации регби России рассказал о работе с молодыми игроками, о том, каким он видит Первенство дублей и выборе игроков 2002-2003 годов рождения.
БЛИЖАЙШИЙ РЕЗЕРВ ДОЛЖЕН СТАТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ЧАСТЬЮ СВОИХ КЛУБОВ
— Сергей Борисович, главное событие четырехлетия для сборной России позади, впереди новый цикл подготовки к Кубку мира во Франции в 2023 году, а значит – пришло время обратить внимание на ближайший резерв.
— Если брать Кубок мира 2019 года, то наша сборная была на этом турнире одной из самых возрастных. И за последние пять лет не так много молодых игроков, которые влились в состав главной национальной команды России, а если анализировать результаты юниорских соревнований, то провал совершенно очевиден. Это подтверждают и тренеры профессиональных команд: они также сетуют, что им некого взять в состав из числа молодых игроков. Причем эта ситуация сложилась не вчера. Молодые регбисты, которые могли бы заиграть в клубах — это юниоры, выступавшие за молодежную сборную 4-5 лет назад.
— Вы хотите сказать, что последний всплеск молодых талантов — это игроки 1990-91 годов рождения: Щербань, Симпликевич, Гайсин, Сельский, Дорофеев…
— Да, причем выступление сборной этого возраста внушало оптимизм. Еще вспоминаются ребята 1996-97 годов рождения: Виктор Кононов, Никита Чурашов, Александр Ильин, Александр Будыченко, Никита Филиппов, но это очередной пример «урожайного года».
Вообще уверен, что не должно быть подготовки, например, к отдельно взятому чемпионату Европы среди юниоров. Ближайший резерв должен стать полноценной частью своих клубов — это раз. А европейские турниры среди сверстников — один из этапов на пути к главной сборной, попадание в которую — основная задача. Это игровая практика, это возможность сравнить себя с другими странами и сделать вывод о наших успехах и недостатках.
— Ваше мнение по поводу четкого разделения молодых игроков на регби и регби-7?
— До 20 лет, тем более, в наших российских реалиях, резко разделить их и привязать либо к регби, либо к регби-7 – не представляется возможным. В процессе роста с 16 лет парень может возмужать и стать хорошим игроком, например, первой линии. Или значительно вырасти и утвердиться на позиции игрока второй линии. Могу сказать, что те ребята, которые отыграли в Первенстве Европы (U18) по регби в Калининграде, были ударной силой сборной России и в Первенстве России по регби-7 (U18) в Польше. Чем лучше мы подготовим резерв вообще, тем легче нам будет закрыть обе дисциплины игроками, когда им исполнится 20 лет и более.
ОБСУЖДАЕМ, КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРВЕНСТВО ДУБЛЕЙ
— На следующий год планируется организовать Первенство дублей. Поможет ли такое нововведение?
— Сейчас мы как раз заняты тем, что обсуждаем, как организовать этот турнир, чтобы он обеспечил достаточное количество и достойное качество матчей. И клубы должны быть в первую очередь заинтересованы в проведении этого турнира, потому что это позволит молодым игрокам получить нужную практику на поле и раскрыть свой потенциал.
Рад, что вернулось требование на каждый матч заявлять хотя бы одного молодого игрока. Правда, понимаю, что в некоторых случаях это делают скорее формально, ставя парней на такую позицию, чтобы они сильно не мешали, а помогали главным образом выполнять требование регламента.
Мое же мнение, что надо работать над тем, чтобы создавать условия для развития молодых ребят — особенно высокорослых, которых у нас катастрофически не хватает в линии нападения. Так что нужно стремиться обязательно давать в клубах игровую практику регбистам от 192 см и выше, в том числе молодым. В следующем сезоне в Премьер-лиге намечается участие десяти клубов, и если каждый из них будет стараться располагать не одним таким игроком, а хотя бы двумя, из которых один молодой — и вот вам уже чистая математика.
Сейчас я выхожу с инициативой обязательно заявлять на матч в линии нападения — необязательно в стартовом составе — игрока первой линии в возрасте до 23 лет. Мы же понимаем, что схватка по ходу игры меняется на 90 процентов. Опять же — до 21 года и до 23 лет — это не одно и то же. И хочу напомнить, что опыт игры во взрослой команде в итоге приводит к принципиально иным результатам, а потому, чем раньше он получен, тем лучше. Те же грузины не боятся включать девятнадцатилетних даже в первую сборную. Другое дело, что они обычно уже готовы к этому, но, не поиграв в профессионалах, они такого уровня не добьются. И мы должны понимать, что омоложение состава может помочь готовить людей для главной команды страны.
— В нынешнем сезоне команды Премьер-лиги усилились легионерами как из дальнего, так и из ближнего зарубежья. Ваше мнение, это было сделано оправдано?
— Прекрасно, что в нашем чемпионате появились квалифицированные легионеры, я только приветствую этот шаг. Но рядом с ними должны обязательно расти молодые ребята, а получается так, что почти во всех клубах в обойме практически нет юниоров. Вместе с легионерами играют исключительно взрослые мужики по 30-35 лет. Это, на мой взгляд, неправильно.
Руководителям клубов надо быть готовым к любым ситуациям и всегда держать в уме ближайший резерв. Жизнь может по-разному сложиться. Легионеры приходят и уходят, а найти усиление состава быстрее всего можно в лице своих, клубных воспитанников. Но чтобы они соответствовали высоким требованиям и задачам, с ними надо работать каждый день.
— В любом случае, наши юниоры сильно отстают по уровню от своих потенциальных соперников — даже если брать только Европу. Прежде всего, это грузины: у них ребята этого возраста уже играют во взрослое регби. То же касается Испании и Португалии, у которых есть быстрые зрелые игроки, владеющие необходимыми техническими навыками. Не зря же говорят: покажите ваш резерв, и мы будем понимать, каким будет ваше регби в ближайшие несколько лет.
НА ПЕРВЕНСТВО РОССИИ ПО РЕГБИ (U20) В СОЧИ ПОЕДУ ОБЯЗАТЕЛЬНО
— Каков выбор кандидатов в сборную России (U19) среди игроков 2002-2003 годов рождения?
— У меня была возможность посмотреть ребят в двух турнирах, так что задача чуть проще. В прошлом году пришлось во многом опираться на видеоанализ, поскольку посмотреть удалось только один турнир среди восемнадцатилетних в Красноярске. Но нисколько об этом не жалею, потому что благодаря проделанной работе удалось обратить внимание на игроков в том числе из команд, которые не заняли призовых мест.
Хочу в очередной раз отметить, что в целом по России большие проблемы с игроками первой линии, есть дефицит и среди десятых номеров. В связи с этим перед ноябрьским сбором в Сочи я сейчас особое внимание обращал на ребят в том числе 2003 года рождения, чтобы они получили двухгодичный подготовительный цикл. Речь идет о первой и второй линии, а также десятых и пятнадцатых номерах.
Я также хочу внести предложение, чтобы, кроме Первенства дублей, был аналогичный турнир в системе сборных. То есть чтобы двадцатилетние наши ребята могли провести тест-матчи с командами Премьер-лиги. Уверен, это будет интересно и для зрителей, если сначала пройдут игры со «Славой», ЦСКА и «ВВА-Подмосковьем», а потом, скажем, в Красноярске. Так у тренеров клубов появится интерес к молодежи, которая, в свою очередь, сможет себя проявить во встречах очень приличного уровня. Некоторых волнует, что парни будут играть против взрослых, но, уверяю, это вполне соизмеримо с двадцатилетними грузинами.
— С 7 по 15 ноября в Сочи пройдет Первенство России по регби для игроков до 20 лет. Вы планируете быть на этом турнире?
— На Первенство России (U20) в Сочи мы поедем обязательно. Сейчас мало просто приезжать и что-то отсматривать. Даже первые игры по более младшим возрастам уже позволили внести реальные предложения по существующим у нас актуальным проблемам и провести консультации с тренерами, указав им на моменты, в которых мы очень проигрываем нашим европейским сверстникам. И мы сегодня должны больше думать не о селекции игроков, а о том, что до двадцатилетнего возраста игроков доходит уже довольно скудное количество. Нужно заранее думать о том, как избежать этой проблемы. Но главное, следует понимать, что молодой регбист не может тренироваться ради одного турнира в год. Это нужно делать ради любви к регби. Если этого нет, то понятно, почему мы недосчитываемся талантливой молодежи.
Пресс-служба Федерации регби России
Фото Людмилы Просянниковой