Голос «Формулы-1», регбийный комментатор и обладатель награды «За вклад в популяризацию регби» по итогам 2020 года Алексей Попов в интервью пресс-службе Федерации Регби России подвел итоги сезона, рассказал о возвращении регби на ТВ, игре «Славы», специфике комментирования регби и работе команд в медиапространстве.
– Какие ваши впечатления о прошедшем регбийном сезоне?
– Я очень доволен, что «Лига Ставок – Чемпионат России по регби» вообще состоялся. В начале этого года можно было опасаться, что все турниры будут отменены. Несколько расстроен тем, что из-за Rugby Europe мы лишились плей-офф, ибо календарь в России был сделан так, чтобы матчи сборных игрались в конце сезона. Вышло в итоге так, что матчей сборных не было, а плей-офф «Лига Ставок – Чемпионата России» было перенесено на весну.
– «Лига Ставок – Чемпионат России» впервые вернулся на ТВ, это здорово?
– Это очень здорово, и вы себя не представляете даже до какой степени! Я с 2007 года комментирую регби. И, по большей части, это были раз Кубки мира, проходящие раз в четыре года. Да, они подогревали интерес, но он держится месяца полтора, а после опять ничего не происходит, болельщики забывают, что есть такой вид спорта, как регби. Знают, что наша сборная играет несколько раз в году со своими соперниками, которые к тому же не самые сильные в мире. А что у нас есть внутреннее первенство, сильные команды, хорошие русские ребята и легионеры – этого никто толком не знает. Есть такая проблема современная: не выложил – значит, не было. Это применимо и к телевидению. Также здорово, что мы показали финал «Лига Ставок – Кубка России» на «ВТБ-Арене». Да, не собрали полный стадион, но две красноярские команды в Москве вряд ли бы собрали аншлаг. В любом случае, хороший стадион – это определенная телевизионная картинка. Человек смотрит телевизор и видит общий имидж, который складывается из многих мелочей. Нужно стремиться по всем направлениям улучшать все атрибуты вокруг игры, чтобы заинтересовать болельщиков.
– Вы болельщик «Славы», команда неудачно выступила в этом сезоне, в чем видите причину?
– Поскольку я комментировал все их игры, могу сказать, что пару матчей они точно упустили сами. Было бы на парочку побед больше, команда точно оказалась в плей-офф. Конкуренция в этом сезоне выросла, это факт. Никто не ожидал победы от «Локомотива», в меньшей степени успехов от «Металлурга». «Стрела» очень прилично выступила, «ВВА-Подмосковье» традиционно была в порядке, хотя в этом сезоне чуть просели. Два красноярских клуба тоже хорошо сыграли, хоть и не без проблем. Конкуренция возросла, и во всем этом списке «Слава» оказалась чуть-чуть за бортом первой шестерки. Есть ли предпосылки на то, что команда будет в следующем сезоне бороться за медали? Я думаю, да. Надо посмотреть, как пойдут дела у команды с новым тренером. Хотелось бы, чтобы большая часть южноафриканских легионеров осталась. Все-таки они были неплохие в этом году, хотелось бы увидеть продолжение их игры в будущем сезоне.
– Насколько Вам интересно комментировать «Лига Ставок – Чемпионат России по регби»? Насколько это сложнее, чем игры сборных?
– В плане подготовки особой разницы нет. Читаю всё, что могу найти на сайтах и социальных сетях команд. Конечно, есть разница в уровне игры. Возьмем, например, Кубок трех наций, где играют Австралия и Новая Зеландия. Понятно, что уровень игры выше, чем в матче между двумя российскими клубами. Но в моем автоспорте мне это не мешает комментировать Формулу 2, например. Иногда гонки сами по себе там интереснее и более непредсказуемые. Мне интересно смотреть, как две наши команды рубятся очко в очко до последней минуты. Пускай даже, если у них не все коридоры проходят красиво, не все штрафные забиваются с 40 метров. В этом больший спортивный интерес, чем когда на Кубке мира Новая Зеландия выносит Намибию со счетом 100:0. Вроде там класс игроков выше, но мне интереснее было бы смотреть на две наши команды.
– Что скажете по поводу специфики комментирования регби? В чем разница в работе с Формулой 1?
– Во-первых, другие объемы. Дай Бог, если в год у меня наберется 25 матчей по регби, да и то всякий раз выкраивал время, чтобы не пересеклось с чем-то другим. Тем более, в этом сезоне из этих 25 игр только на трех я работал в одиночку, а в остальных с кем-то в паре. Но Антон Хализов и Дмитрий Шмаков – опытные ребята, которые хорошо понимают игру, с ними комфортно работать, и в любой ситуации я могу на них опереться. Например, если я не понял какое-то решение судьи, всегда слушаю объяснение моего коллеги, после чего всё становится на свои места. С точки зрения скорости, не могу сказать, что игра слишком быстрая. Она быстрая относительно футбола, но относительно Формулы-1, конечно, нет.
– Что думаете по поводу освещения регби в социальных сетях в этом году?
– Я вижу очень большой прогресс. Буквально 2-3 клуба не так активны в соцсетях, а остальные дают большое количество информации. Прошли те времена, когда я начинал комментировать Формулу-1 в 1991-м году, когда что-то найти был подвиг. Интернета не было, доступа к новостным агентствам – тоже. Сейчас современный человек настолько избалован гигантским объемом информации, которая всюду на него вываливается, что он уже начинает всячески её фильтровать, чтобы не утонуть. Поэтому те люди, которых сейчас называют сммщиками, должны сейчас что-то изобретать в погоне за зрителем. Да мы пока только стремимся к тому, чтобы стать общенациональным видом спорта. Главное, чтобы был болельщик, а, что и где смотреть и читать, он точно найдет.
– Что для вас значит награда «За вклад в популяризацию регби»?
– Это очень почетно и очень неожиданно. Я, как и в автоспорте, так и в регби пытаюсь донести до людей то, что люблю сам. Если со стороны кажется, что мне удается хоть кого-то заинтересовать и привлечь, мне становится очень приятно.