Главный тренер «Енисея-СТМ» Александр Первухин в интервью порталу www.gornovosti.ru подвел итоги сезона, в котором «тяжелая машина» сделала золотой дубль, приплюсовав к победу в чемпионате успех в Кубке России по регби.
— Весной «Енисей-СТМ» показывал такой уровень, что вопросов о его превосходстве не оставалось. А вы командой довольны?
— Недавно с Вакилем Валеевым это обсуждали и пришли к выводу, что, несмотря на какие-то шероховатости, сейчас впервые за долгое время можно сказать, что я командой более чем доволен. В истории «Енисея-СТМ» были отличные коллективы, в начале нулевых к примеру, или та команда, что одержала первые победы в Европе. Однако этот «Енисей-СТМ» один из лучших по многим показателям.
— Есть сожаление, что эта команда не сможет проверить свои силы в Кубке Вызова?
— Мы надежды не теряем. Будет турнир, в котором должны сыграть чемпионы России, Румынии, Испании, Грузии, Италии. Уровень, конечно, уступает Кубку Вызова. Но считаю, что этот турнир будет сильнее Континентального щита, ну и финалисты должны по идее получить место в Кубке Вызова. Документы присланы, даты определены, главное, чтобы ковидная ситуация не помешала проведению.
— «Енисей-СТМ» в регулярном чемпионате и в плей-офф совершенно разные по силе коллективы. Наверное, было бы слишком просто объяснить такой прогресс только появлением южноафриканских легионеров. Что ещё поменялось?
— Да всё поменялось. В Пензе 30 июля прошлого года играли только три человека из нынешнего состава. Не было легионеров, плюс мы потеряли сразу несколько регбистов из стартового состава. Щербань, Саулите, Гачечиладзе, Темнов, Месхи не могли нам помочь. Мы сознательно решили играть без легионеров регулярку, будучи уверенными, что в первую двойку попадём в любом случае, а тратить деньги в той ковидной реальности на игроков из-за рубежа не виделось правильным. Но такая череда травм не могла не сказаться на результате. С «Яром» и Пензой играли в усечённом составе, вынужден был во вторую линию из первой регбистов переставлять. Ни в коем случае не оправдываюсь, но хотелось бы посмотреть, какая команда безболезненно переживёт отсутствие стольких лидеров. Плюс Гайсин с Герасимовым были не в лучшей форме, Симпликевич травмировался. От прошлого лета тяжёлые воспоминания. За месяц шесть игроков вылетали с рёберными повреждениями, когда такое было? Думалось, может, где-то нагрешили, за что такое наказание. Потом к нам пришёл ковид. Пытались перенести финал Кубка России с «Яром», нам не дали, вышли на тот поединок на морально-волевых. Какая там техника и тактика, только характер. Отдали инициативу, играли исключительно на контратаках. Выстояли, выиграли, этот результат придал уверенности. А вот зимой всё изменилось. Южноафриканцы уже в январе прилетели в Красноярск и сразу включились в работу. С 2015 года у нас не было таких полноценных предсезонных сборов. С одной стороны, играли в это время в еврокубках вроде бы хорошо, но в тоже время кое-что упускали в подготовке. Через игры можно набирать форму, но и учебно-тренировочную работу не стоит недооценивать. Баранову, Саулите или Зыкову хватает месяца, чтобы набрать оптимальные кондиции. А тем же Маслову, Будыченко, Матвееву и Кононову нужен полноценный подготовительный период. Вернулись к старым добрым временам. Два сбора провели, спарринги с «Локомотивом» сыграли, считаю, что это пошло на пользу и им, и нам.
— Вы даже после великолепных матчей со «Стрелой» и победы над «Красным Яром» продолжали говорить, что Пенза самая сбалансированная команда, победитель регулярки, а значит фаворит. Для чего это делали, чтобы ребята не расслаблялись?
— В Пензе мне сейчас напомнили, что перед сезоном я не поставил «Локомотив» в число претендентов на золото. Александр Янюшкин, главный тренер «Локо», до сих пор обиженно об этом вспоминает. У Пензы есть контракт с РЖД, это залог стабильности. Приличный состав. Да и в финале «Локомотив», кто бы что ни говорил, сыграл здорово. Но тут уже нужно сказать о нас. В первой встрече финала была феерия, и до этого играли хорошо, но здесь выдали едва ли не идеальный матч. Прекрасно выглядели в защите, а в атаке действовали максимально эффективно. Конечно, помогли легионеры. Когда выходит вот такая тройка южноафриканцев, её очень сложно остановить. Если пересмотреть все наши попытки в плей-офф, можно получить большое удовольствие. Эффектные, на любой цвет и вкус. Что-то захвастался.
— Имеете право. А кто из игроков удивил в весенней части?
— Не буду никого персонально выделять. На первое место вышли подготовка и игра всей команды. Никаких проблем в тренировочном процессе, всё чётко и понятно. А в играх коллектив был абсолютно управляем. Многое совпало — материально-техническая база, состав, прекрасные зимние сборы. Были, конечно, негативные моменты, те же травмы, но уже не в таком количестве. Прямо-таки тяжёлых отрезков в плей-офф даже и не вспомню.
— Наверное, с «Красным Яром» в первых таймах обеих встреч, когда вы не могли превратить игровое преимущество в весомый отрыв по очкам.
— Это да, 27 потерь. Но против «Красного Яра» психология на первый план вышла. Здесь считаю, команду передавил. Видел, как всё легко и хорошо получалось с Казанью, и понимал, что если с яровцами начнём терять мячи, нервничать, то соперник будет наказывать.
— При этом «Красный Яр» сопротивлялся в трёх таймах из четырёх просто героически, согласны?
— Да. Самые сложные матчи именно с ним были. Только «Яру» занесли меньше пяти попыток в одной игре, а в первом матче и вовсе две. Состояние соперника не моё дело, но отсутствие Готовцева и Федотко подкосило его, конечно. Всё-таки команде, претендующей на чемпионство, необходима большая глубина скамейки. Во второй встрече основной акцент сделали на то, чтобы максимально измотать соперника. Была битва в первом тайме, подарили попытку на последних секундах перед перерывом. Наказал регбийный бог за раздолбайство. А во втором тайме у соперника кончились силы, как мы и рассчитывали.
— Недавно общался с Рамилем Гайсиным. На мой взгляд, сейчас он сильно прибавил и если не лучший в России, то в тройке точно. Вспоминаются ваши слова, что если бы Гайсина и Щербаня не задёргали по сборным, они бы выросли в игроков европейского уровня.
— Я и сейчас так думаю. Вспомню Уилкинсона. Это великий игрок. Очень мощный. Один из немногих десятых, делавших такие великолепные захваты. Вот этой мощи Раме не хватает, ему надо добавить именно в этом компоненте. То же самое Лёшка Щербань, по тем скоростям, что у них есть, они очень хороши, но на уровне Европы необходимо добавлять в мощи, в силе. Пять-шесть лет назад расти в этом надо было, сейчас сложно прямо в разы прибавить, всё-таки по 30 лет. Но и Гайсин, и Щербань прекрасные регбисты, просто могли быть ещё сильнее.
— Но ведь Гайсин всё равно вышел на новый уровень.
— Вспоминаю 2011 год. Рамиль ещё мальчик, первый сезон в команде. У нас был Райан Бамбри. Как выходной, звонят мне со стадиона. Дескать, ваш новозеландец пришёл, взял мячи и бьёт по воротам. Ему и подающих не надо было, профессионал, даже в законный выходной работал над собой. Я тогда Рамилю говорю: «Что хочешь делай, шнурки ему завязывай, мячи подавай, ходи за ним, но будь рядом». Сейчас зайдите в выходной на стадион, и кто там будет? Гайсин. Молодёжи пока не видно. Сейчас Маслов отойдёт от травмы, буду и его подгонять. Должна быть стержневая ответственность от человека, желание стать лучше. Без этого никуда. Плюс на пользу Рамилю сыграло то, что он стал, наконец, первым номером на своей позиции в сборной.
— Почему, на ваш взгляд, Щербаня не берут в сборную?
— Сейчас ещё Симпликевича изначально не вызвали, пришлось до Артемьева (руководителя федерации. — Прим. авт.) дойти с этим вопросом. Битиева можно на подмену Морозову, ведь у того практически нет альтернативы. По Щербаню непонятно совершенно. Белослудцева вызывали, хороший мальчик, но слишком юный ещё. При этом, что мне не нравится, и Белослудцеву, и Матвееву, и Кононову столько наговорили. Тому же Белослудцеву: «Саша, да ты же лучший, да рядом никого нет». Вы нам позвоните, скажите, что талантливый парень, давайте попробуем так сделать или так. Зачем ему лично-то? Позитив — это хорошо, но он потом возвращается обратно, и приходится биться, возвращать с небес на землю. Здесь Герасимов, Симпликевич, Щербань, зачем перехваливать Белослудцева, который не проходит в состав «Енисея»? Это Первухин что ли ничего не понимает в регби, что Щербаня ставит, а Белослудцева нет? Я ничего не говорю, есть талантливые мальчишки, но не нужно излишней хвальбы. Они же тренируются рядом с заслуженнейшими парнями, бегают рядом с Барановым и Темновым, и эти ветераны лучше по многим показателям. Сейчас условия в «Енисее» близки к оптимальным, тренерский штаб считаю лучшим в России, для роста молодёжи есть все предпосылки, но она должна сама работать и хотеть.
— Вы говорили, что «Енисей-СТМ» на четвёртом-пятом месте по бюджету в России. Как сейчас с этим?
— Была встреча с министром спорта. Там вспомнили, как собирались сокращать бюджеты в начале прошлого года. На тот момент у нас не было договора с РусГидро. Если бы сокращение произошло, плей-офф бы играли тем же составом, что и регулярку. Ни о каких приобретениях и речи не было бы. Сейчас с РусГидро история закончена, надо решать вопрос.
— Я так понимаю, не одни вы остались без спонсора?
— У многих так. Самый стабильный здесь «Локомотив», думаю, что и в Казани ситуация выправится. ЦСКА будет вверху, но сейчас ещё рано говорить о его шансах на борьбу за чемпионство. К сожалению, у «ВВА-Подмосковье» большие проблемы.
— Громких трансферов от «Енисея-СТМ» стоит ожидать?
— Нет. По молодёжи мне сейчас никто не нужен, легионеры устраивают полностью. Сейчас переподписываем контракты. Есть неприятные моменты, с некоторыми придётся распрощаться. При отсутствии спонсора продление контрактов с теми, кто нужен, в приоритете.
— Вы непосредственный участник всех титулов «Енисея-СТМ» в России. Какие из 11 чемпионств наиболее дороги и памятны?
— Первое особняком стоит. Дроп-гол Дымченко в Монино до сих пор перед глазами. Нам нельзя было проигрывать, иначе бы судьба титула решалась в последнем туре с «Яром». В концовке пропустили попытку, нам забили тяжелейшую реализацию. И тут Дым, едва перейдя центральную линию, как зарядил и попал. Причём это не случайность, он на тренировках такое отрабатывал. Вспоминается выигрыш у «Яра» на Центральном стадионе в 2016-м. Об этом матче часто вспоминают. Малагурадзе штрафной положил со своей половины. Мяч у них, выбей в аут — и всё. Но мы перехватили, Симпликевич и Герасимов сотворили попытку. Ну и, конечно, это чемпионство. Выстраданное. Через многое по ходу сезона прошли, и такая игра по весне — это вознаграждение за наш труд. Если правильно работаешь во всех аспектах, отдаёшь все силы по ходу сезона, то с финальным свистком победного матча наступают облегчение, опустошение и глубокое удовлетворение. Такое волшебное чувство, которое не отпускает, ещё и ещё хочешь его испытывать. Победы не приедаются, это точно.
— Регби отнимает гигантское количество времени. Но ведь у вас же семья, сын ещё маленький, как удаётся совмещать и всё успевать?
— Пару дней назад с женой серьёзный разговор был по этому поводу. В том-то и дело, что регби отнимает практически всё время. Дочь взрослая, сын маленький, конечно, нужно больше времени ему уделять. Он бы сейчас мотался бы со мной по всем сборам, но привязан хоккеем, в «Соколе» занимается, тренировки каждый день. Когда успеваю забрать, когда нет. Пять лет ему было, приезжаю со сборов. Жена радостная, говорит: «Сын в «Волшебный микрофон» отобрался». Он поёт здорово, любит это дело. Вроде бы и хорошо, но я что-то заволновался: «Что ты, говорю, ботаника растишь». Задумался. Ко мне рано, туда рано, мужикам позвонил, в хоккей чтобы взяли. Ближе к шести годам стал уже полноценно заниматься.
— Подаёт надежды?
— Есть проблемы. Скажу так, не игрок первых двух звеньев.
— То есть надо в регби забирать.
— Это да, никуда не денешься. Приезжаю домой, обязан с сыном время провести, а надо прошедшую тренировку разобрать, следующую запланировать, что-то новое посмотреть, понять, куда идём. До десяти вечера с сыном, потом регбийными делами занимаюсь. Но ведь и сам уже не молодой, раньше мог всю ночь работать — и ничего, а сейчас уже полвторого косит ко сну. Утром пораньше встаю, часов в пять, и добиваю всё нужное перед тренировкой. Когда-то момент прощания с регби наступит, ничто не вечно. Но сейчас об этом и мысли нет, на первом плане Европа. Хочется посмотреть, как мы там себя проявим, оценить себя в других условиях. Считаю, что этот новый еврокубок нам взять вполне по силам. В любом случае сыграть там будет очень интересно.