Форвард и один из лидеров «Енисея-СТМ» в интервью Rugger.info рассказал о переезде в Россию, возможности сыграть за нашу сборную, а также о работе с Александром Первухиным.
– Играли когда-то в такой мороз, как в последней игре с «Динамо»?
– Никогда! Самая холодная температура, при которой приходилось выходить на поле ранее – минус один. Сказать, что было очень холодно – ничего не сказать. Я не чувствовал ни лица, ни пальцев рук и ног. Просто всё время повторял себе, что нельзя останавливаться и нужно двигаться. Во время остановок игры всё время пытался согреть руки, засовывая их под мышки.
– Это Ваш второй год в «Енисее». Как оцените Чемпионат России? Какие команды впечатлили?
– Видно, как чемпионат улучшается, становится всё больше интересных и интенсивных игр. Есть несколько выделяющихся команд. Например, «Стрела» играла хорошо вплоть до заключительных матчей осенней части сезона, при том, что у неё не было полноценной подготовки к сезону. Это впечатляет. Отмечу «ВВА» – это сильный соперник, исповедующий интересное регби. Понравилось «Динамо». Хотя они и новички, но уже проявляют характер и борются до финального свистка.
– Вы имели опыт выступлений в Карри Кап. Если бы «Енисей» участвовал в этом турнире, то как бы сыграл?
– Думаю, точно вышел бы в плей-офф первого дивизиона и, возможно, выиграл бы его.
– Кто предложил Вам перейти в «Енисей»? Долго ли раздумывали над предложением?
– Мне позвонил тренер по защите красноярцев Рейнард ван Ас. Его звонок пришёлся в очень подходящий момент, так как на тот момент клуб «Фальке» ликвидировали, и я находился без команды несколько недель. Он мне задал всего один вопрос: «Хочу ли я играть в России?». Я сразу же ответил «да», отправил в «Енисей» видео своей игры и позднее подписал контракт.
– Что знали о России до переезда? Консультировались ли с кем-то?
– Честно, о российском регби и о стране не знал почти ничего. Однако один из моих друзей Гихард Визаж на тот момент уже выступал за «Стрелу». Но, повторюсь, я не думал над предложением, а сразу согласился. После уже зашёл в интернет, почитал информацию о «Енисее», посмотрел несколько их матчей. Рейнард ван Ас рассказал мне о жизни в России, я посоветовался с Гихардом и отправился в Красноярск.
– Расскажите о своих детско-юношеских годах? И был ли хоть один шанс, что Фридл Оливье не станет регбистом?
– Я вырос на маленькой ферме за пределами города. Большая часть детства прошла на улице. Мы с сестрой помогали родителям, строили домики на деревьях, катались на велосипедах. В общем, почти всё время на свежем воздухе. Регбийная команда моей школы играла в одной из слабейших лиг, но с каждым годом мы становились сильнее. В последний год обучения я был капитаном и попал в сборную региона, где мне также доверили капитанскую повязку. После окончания школы пошёл учиться на преподавателя и параллельно продолжал играть в регби. Меня выбрали представлять свой регион в Карри Кап U19 и U20, после чего я получил вызов в молодёжную сборную ЮАР и подписал первый профессиональный контракт с «Фальке». Поэтому, думаю, мне суждено было стать регбистом. Собственно говоря, две вещи, которые я запомнил больше всего из детства – это регби и день брааи (праздник, когда южноафриканцы чествуют свою культуру).
– Вы выступали за «Малайзия Фальке» в Глобал Рапид Регби. Каково это было?
– Наша команда базировалась в Малайзии, где очень влажно и жарко. Мы сыграли один матч против «Вестерн Форс», после чего нам сообщили, что из-за ковида команда должна вернуться домой до возобновления игр. К сожалению, на этом турнир завершился. В Глобал Рапид регби встречи были очень интенсивными. Собственно говоря, Рапид и был создан с этой целью. Матчи длиною в 70 минут с минимумом остановок. Помню, что после игры с «Вестерн Форс» я будто умер. Во время матча не было времени подумать: получая мяч, ты уже должен был знать, что с ним делать дальше. Я, конечно, очень устал, но это был интересный опыт.
– Ходили слухи, что «Енисей» может быть приглашён в Рапид. Как считаете, могли бы там красноярцы достойно выступить и одержать пару побед?
– Сложно судить, учитывая, что я провёл в турнире всего один матч. Но, думаю, да, в нынешнем составе «Енисей» точно мог бы достойно выступить во многих соревнованиях. Сплочённость и характер у этой команды на высочайшем уровне!
– Александр Первухин достаточно жёсткий тренер. Доводилось ли работать с тренерами ещё строже, чем он?
– Наш наставник действительно жёсткий тренер, но если вы много работаете и оправдываете его ожидания, то у вас всё хорошо. Это логично, ведь если вы хотите быть лучшими, то вам нужен строгий и суровый тренер. Правда, я бы не назвал Первухина самым жёстким в моей карьере… В ЮАР у нас были тренеры похлеще.
– Как обстоят дела с русским языком?
– Учу его каждый день! Не знаю, сколько ещё мне понадобится времени чтобы более-менее свободно заговорить, но, надеюсь, это произойдёт как можно скорее.
– Сейчас Вам 29 лет. Если предложат провести остаток карьеры в России, согласитесь?
– Все решения я принимаю исходя из пожеланий моей семьи. Если они будут счастливы в России, им будет нравиться местная жизнь, то готов рассмотреть такой вариант.
– В 2025 году Вам исполнится 33. Теоретически, вы сможете получить российское гражданство и выступать за сборную России. Думали ли Вы об этом?
– Я подумаю над этим, если тренеры сочтут меня достаточно хорошим и свяжутся со мной. Тогда для меня будет честью выступать за сборную России.
– Что вы можете сказать иностранным игрокам, особенно южноафриканским, которые сомневаются, стоит ли им ехать играть в Россию?
– Уровень регби в России растёт с каждым годом. Не обманывайте себя и не думайте, что приехав сюда, вы будете отдыхать и валять дурака на поле. Это физически очень сложный и конкурентоспособный чемпионат, в котором вы должны быть готовы выкладываться по максимуму каждую неделю!