Экс-главный тренер сборной России по регби дал заключительное интервью пресс-службе ФРР.
– Буду с большой нежностью вспоминать время в России, несмотря на некоторые горькие моменты. Мне понравилась Москва, в которую я просто влюбился. Очень хорошо приняли люди, было приятно со всеми общаться. Были, конечно, и горькие моменты. Так, например, коронавирус на несколько лет отбросил наше развитие на несколько лет назад.
– Какие остались яркие впечатления от работы со сборной России?
– Здесь два основных пункта. По иронии судьбы я приехал из Намибии, и первый матч играл против этой страны. Очень понравился тогда настрой и позитив игроков, подъем духа, желание игры. Второй момент – Кубок Мира 2019. На этом турнире все себя проявили, менеджмент тоже, Игорь Артемьев прилетел поддержать команду. Изначально по жеребьевке нам достались японцы. Возможно, от нас ожидали, что мы развалимся, но несмотря на результат игры, команда себя проявила очень достойно и билась. Поведение сборной России дало мне очень позитивный заряд.
– Сколько времени понадобилось, чтобы понять менталитет русского игрока?
– Возможно, четыре года, потому что я до сих пор много не понял (смеется). Все игроки в регби – одинаковые во всем мире. Есть много теорий о том, почему России не удается сделать шаг вперед. Тут проблема далеко не в том, кто является тренером. Но игроки были прекрасные, надеюсь, что они получили удовольствие и вынесли опыт из каждых сборов, в которых участвовали.
– Довольны организационной частью своей работы?
– Живя в Уэльсе, где куда угодно можно добраться за час, было непривычно, что в России есть вечная проблема с расстояниями, это вносит определенную проблему. Но человек в регби должен быть привычен к путешествиям. Важно, что куда бы сборная не направлялась, менеджмент ФРР делал всё, чтобы игроки чувствовали себя максимально комфортно.
– Как решать проблему нехватки качественных российских тренеров, на ваш взгляд?
– Проблема не такая уж и большая, как может показаться. Есть чему подучиться, но это не главная проблема. Невозможно нормально работать тренеру, когда руководя в клубе, он постоянно находится под угрозой увольнения после одного проигранного матча. Нужно пересмотреть этот подход. Тем не менее, осмысленно отправлять на стажировки тренеров или же вызывать иностранных специалистов сюда –это лишь часть пазла, дающего ответ на решение этой проблемы.
– Есть ли у сборной резерв, которые в ближайшее время смогут заменить таких регбистов, как Остроушко, Остриков и других?
– Да, и эти ребята живут в России. Но за ними нужно присматривать, учить и уважать их. Давать им лучшее и оптимальное из программ обучения. Тогда есть надежды, что в сборной России удастся создать из молодых кадров хорошую команду, и она не будет вынуждена постоянно менять игроков.
– Собираетесь ли дальше следить за сборной России?
– Я очень надеюсь на это. В любом случае я буду наблюдать, в частности за клубами, потому что мне это интересно. Надеюсь, что у меня будет возможность вернуться и помочь любым из доступных способов. Последние сорок месяцев были значительной частью моей жизни, я потратил на это немало времени и энергии. Могу сказать себе, что только на этой неделе я имел шансы начать выполнять ту работу, на которую меня наняли. Моей задачей было создать молодую команду, которая даст российскому регби будущее. Когда всё начиналось, в Премьер-Лиге было всего 6 клубов. Проблема в том, что я не увидел большого количества перспективных игроков, играющих за свой клуб. Я обещал совету, что к концу 2020 года я предоставлю команду, готовую к следующему Кубку Мира, но тогда ударил ковид. Летом 2020 года чемпионат был расширен до десяти команд, и мне было настолько интересно начать его смотреть. Я увидел новые молодые таланты и удивлялся, где же они всё это время были, почему мне их не показывали? Год был абсолютно ужасен с точки зрения коронавируса и постоянных переносов матчей. После игр в феврале-марте с Грузией и Румынией я начал всё понимать. Чтобы играть с самыми сильными командами, нужно иметь при себе лучших игроков. Но за год мы потеряли пятерых важных регбистов. Это был большой удар для нас. Несмотря на это, если федерация и клубы составят верный план, о котором договорятся, в течение пяти лет у России появится шанс стать хорошей командой.
– Этот план подразумевает доверие молодым игрокам, в первую очередь?
– Тут нельзя смотреть на что-то отдельно. Это и соревнования, и подготовка, и качество судей, аналитика. Всё вместе должно сделать шаг на уровень выше. Но требуются вложения как финансовые, так и временные ресурсы. Стоит обратить внимание, что Португалия, Испания, Грузия и Румыния нашли игроков, которых можно было натурализовать. Они играют во Франции, и за счет притока зарубежных игроков, уровень этих сборных стал увеличиваться с большой скоростью.