Федерация регби России — rugby.ru официальный сайт - Официальный сайт Федерации регби России

Президент «Красного Яра» дал большое интервью «Городским новостям», где рассказал об итогах первой части сезона, задачах на весну и развитии регби.

— Вы были на Высшем совете Федерации регби, когда Лин Джонс подал в отставку, как восприняли это решение?
— Как неизбежное. Положение в отборе едва ли не безнадёжное. Плюс проиграли два тест-матча Чили. А это важные встречи, они влияют на рейтинг, мы уже ниже 24-го места опустились. Итог работы Джонса печален.

— Если мы не попадаем на Кубок мира — это катастрофический удар по развитию регби? Ведь именно после КМ-2019 произошёл всплеск внимания и интереса, тот же Василий Артемьев стал очень популярным.
— Это кошмар на самом деле. Раз нет результата на уровне сборной, значит, многое делаем не так, нужна коренная перестройка. Что касается Васи, это грамотный пиар. Главная заслуга в популяризации принадлежит другому Артемьеву — главе федерации Игорю Юрьевичу. Он очень многое сделал за три года. Укрепил материальное положение клубов, привёл телевидение. Нас он познакомил с «Полюсом», который стал помогать «Красному Яру». И это спонсорство мы использовали правильно. Могли деньги проесть, создать чемпионскую команду, но поступили по-другому. Построили шикарный многофункциональный регбийный центр. Наши молодые таланты получили великолепные условия для развития.

— Идеальные условия, я думаю, не всегда залог обязательного роста и успеха. Не зря же говорят, что чемпионами становятся голодные. 
— У нас, к счастью, иная ситуация. Наша молодёжь голодна до побед прежде всего, и улучшенные условия поспособствуют ещё более качественному прогрессу. Посмотрите на результат молодёжных чемпионатов в этом году — U-16, U-18, U-20 — по всем возрастам «Красный Яр» первый. Самая крупная школа в России у наших друзей-соперников из «Енисея-СТМ», она больше нашей раза в три, но мы работаем качественнее.

— За счёт чего?
— Думаю, дело в тренерских кадрах. У нас молодые наставники, у них глаза горят, этот огонь передаётся ребятишкам. Мы работаем в тяжёлых районах города, где, как принято считать, растут самые сложные пацаны и девчонки. «Красный Яр» даёт им шанс в регби и в жизни. Ребята все с характером, жёсткие, неуступчивые, преданные клубу. База создана, молодёжь растёт, в скором времени рассчитываем снимать сливки и привлекать к основе самых талантливых. Что касается главной команды, то восстанавливаются травмированные. Богдан Федотко и Вася Дорофеев приступили к тренировкам. Избавились от не оправдавших ожиданий легионеров, движемся в правильном направлении. Все заметили, что к концу осени команда заиграла так, как и должна была. Потенциал очень хороший.

— В августе, когда тренером был Сиуа Таумалоло, команде предстояли матчи в Москве с «Динамо» и ЦСКА. Там случился оглушительный провал. Подобного вы не ожидали?
— Почему же, предчувствия были очень нехорошие. Тогда я сказал, что едем побеждать, ну а что ещё должен говорить руководитель клуба? Видел, что некоторые ведущие игроки ехали с неправильным настроением, ожидали лёгкую прогулку, а там люди вышли воевать, отсюда и два поражения. Когда начали разговаривать с регбистами, как считаете, кто у них был виноват? Тренер, естественно. Сиуа работал хорошо, вкладывал душу, но был слишком добрым. Для помощника это прекрасно, но у главного тренера должен быть не только пряник, но и кнут. Менталитет у нас такой, нельзя давать расслабляться. А то сегодня научились, завтра забыли.

— А одного человека всегда поменять проще, чем всю команду.
— В то время я готов был всех поменять. Мы провели тщательные разборы, проанализировали ситуацию и сделали определённые выводы. Ребята всё поняли, а кто не понял, тех уже в «Красном Яре» нет.

— Работой Игоря Николайчука на посту исполняющего обязанности главного тренера довольны?
— Доволен. Игорь Леонидович сплотил команду. Но до идеала далеко, не хватает квалифицированных помощников, мы работаем в этом направлении. Хотел оставить в «Красном Яре» Юру Кушнарёва, но он уехал в ЦСКА, будет там тренером. Здесь понятно, он вернулся домой, расстались хорошо, отношения у нас прекрасные. Когда Николайчук несколько лет назад написал заявление об уходе с поста главного тренера «Красного Яра», я был против, однако сейчас понятно, что то его решение было правильным. Он отошёл от постоянного стресса, посмотрел со стороны, перезагрузился.

— Он говорил, что приставка «и. о» его нисколько не смущает, однако команда заиграла гораздо лучше, вы им довольны. Почему Николайчук до сих пор не главный тренер?
— Николайчук из тех, про кого можно сказать, что он предан «Красному Яру» абсолютно. Я в нём уверен на сто процентов. И эта приставка не играет на самом деле никакой роли. Сейчас Игорь возглавляет команду, и к нему вопросов нет. Поиски опытного главного тренера мы не прекращаем, и этим занимается сам Николайчук. Подбирает тренеров, а там посмотрим, что решит, захочет быть главным или нет, отталкиваясь от прогресса команды и результата.

— Вы его цените за преданность клубу прежде всего или за профессиональные качества?
— Я его ценю за патриотизм, за желание развиваться, за работоспособность, за то, что он очень хороший тренер. Два чемпионства, победы в Кубке и Суперкубке России это подтверждают.

— Во многом показательным был матч с «Енисеем-СТМ», где соперник был абсолютным фаворитом и весь первый тайм это доказывал. Но во второй половине «Красный Яр» будто сбросил оковы и просто заиграл в регби, как он может и умеет.
— Да, заиграл, тот матч изменил кое-что в головах ребят. Что касается «Енисея», то его лидерство в России не случайно. Финансовое состояние у него гораздо лучше, чем у нас.

— Александр Юрьевич Первухин говорит обратное.
— Он лукавит. В прошлом году разница между нами была около 70 миллионов рублей. Это сыграло свою негативную роль для нас в усилении состава. Когда Александр Юрьевич говорит о плохой селекции «Яра», он прекрасно понимает, что её без денег не сделаешь, но он любит нас поддеть. Первухин столько юаровцев перебрал, прежде чем найти очень хороших регбистов, для России они — топ-уровень, для Европы — не всегда, однако я болею за «Енисей-СТМ» в Суперкубке и желаю ему успеха.

— Чемпионат развивается, появилась реальная конкуренция, глава федерации многое делает для клубов, но сборная и еврокубки показывают, что этого мало. Где не дорабатываем?
— Очень многое надо сделать. Вот мы написали программу развития до 2031 года, но она маловыполнима. Реальная программа у грузин. В своё время были вложены сотни миллионов долларов, по всей Грузии построили порядка 15 баз, со всеми необходимыми условиями для развития регбистов, сейчас хотят сделать ещё 20. А у нас в России на более-менее приемлемом уровне две базы — у «Красного Яра» и «Енисея-СТМ». Всё. Вы видели поле опилочное на «Славе», на котором «Енисей» с «Тель-Авивом» играл? Это же ужас. Такое лицо мы показываем в еврокубках. А последние годы пошла тревожная ситуация. Пытаются перетянуть канат в сторону Москвы, перетащить туда лучших игроков, судейскими и иными вещами. А там базы нет, традиций, понимания развития, и всё лопается в итоге. Вот стали наши ребята чемпионами по U-20. Им сразу стали звонить, звать в столицу, агенты появились, но мы эту тему закрыли, никого никуда не отдадим. Проблемы в регби большие, вот в Новокузнецке стадион, на нём просто играть нельзя. И там в плане инфраструктуры ничего не меняется. Тратить деньги на команду — это понятно, но и в развитие других направлений жизни клуба нужно вкладывать, иначе не будет ничего хорошего. У ЦСКА большие амбиции, но базы, опять же, нет, в Монино недостроенная база, в Краснодаре тоже её нет. Для выхода на другой уровень должны быть созданы все условия для детского и юношеского регби. А у нас строят многоэтажный дом без фундамента, он же рухнет.

— Вернёмся к «Красному Яру». Вряд ли вы можете быть довольны результатом, несмотря на оптимистичное окончание первой части регулярного чемпионата.
— Результата ещё по большому счёту никакого нет. Этот отрезок мы провели неудачно. Но ничего не законченно. Впереди весенняя часть сезона. Хорошее тоже было. Последние игры, начиная с «ВВА-Подмосковья», мы провели на приличном уровне. С Монино парни поняли, что отступать дальше нельзя. Подойдя к краю пропасти, решили туда не прыгать.

— Ушёл Кушнарёв, кто-то ещё из лидеров команду покинет?
— Исключено. Все остаются. Федотко полтора года не играл, он вернётся, это можно рассматривать как серьёзно усиление. Те, кто в Красноярске, уже месяц тренируются. Отпустим ребят на 10 дней на рождественские каникулы, а затем подготовка продолжится. Планируем сборы, но в связи с коронавирусом пока сложно сказать где. Хотелось бы в Турции провести первый сбор, чтобы заложить там фундамент. Выйти на землю, на траву. В Красноярске занимаемся в футбольном манеже. А так постелили искусственное поле, и, если всё получится, накроем его в течение следующего года куполом. Размер 65х45 метров. Для тренировок в зимний период более чем достаточно. Плюс всё в шаговой доступности — поле, комплекс.

— У «Красного Яра» всегда цели максимальные, но сейчас о чемпионстве не время думать. Какие задачи на весну?
— Нам необходимо выиграть все матчи в регулярке и попасть в плей-офф.

— Ситуация сложная, есть вероятность, что не получится.
— Это спорт, всякое может случиться, но о такой вероятности никто не думает. Я вот что скажу: не займись мы постройкой комплекса и направь эти деньги в команду — думаю, стали бы чемпионами. Мы сделали шаг назад, заложили базу и теперь готовы идти вперёд.

— Когда комплекс начнёт работать?
— Скоро. В нём будет всё по самым современным стандартам. Аналогов в России нет. Помимо исключительно спортивных и регбийных составляющих, есть гостиница, помещения для питания и восстановления. Комплекс посмотрели губернатор нашего края Александр Усс, глава Красноярска Сергей Ерёмин, генеральный директор «Полюса» Павел Грачёв. Остались очень довольны увиденным. Для нас их впечатление было чрезвычайно важным. Наглядно показали, что всё выделенное на строительство на него и потрачено. Сейчас важно, чтобы комплекс заработал на полную мощность в ближайшее время. И мы это сделаем. Идёт подбор специалистов. После 20 декабря застройщик передаст комплекс «Полюсу», затем состоится его передача Красноярску, а уже после комплекс передадут нам. И можно будет открывать двери. Планируем запустить работу в феврале, всё зависит от скорости юридических процессов.

— Интересно узнать о новичках. Кто усилит «Красный Яр»?
— Вы же понимаете — пока конкретных имён называть не буду. Усилим первую и вторую линии, полузащиту. Рассматриваем и россиян, и легионеров. Возвращаем молодёжь из аренды, посмотрим на её готовность. Состав укомплектован процентов на 85. Приоткрою завесу: самая напряжённая трансферная пора позади. Остались нюансы, к сожалению, из-за ковида у нас подвисли некоторые легионеры, которые должны были прилететь. Их мы берём в стартовый состав, они однозначно усилят команду.


— На словах получается всё очень хорошо. Комплекс почти готов, ведущие игроки сохранены, по новичкам вопросы практически решены, команда преобразилась в игровом плане. Остаётся подготовиться и въехать в весну на белом коне.

— Мы его уже оседлали, осталось запрыгнуть и поехать. Самое главное — профессионализм. Матчи будут тяжёлые, на грани, нужно проявить все лучшие качества. Исключить случайности и попасть в четвёрку.

Скоро Новый год, что для вас значит этот праздник?
— Для меня это семейный праздник прежде всего. Когда все мы собираемся вместе, дарим подарки, наслаждаемся общением. С каждым следующим годом хочется становиться лучше и в личной жизни, и в спорте. Я бы хотел поздравить жителей Красноярского края наступающим Новым годом, руководство города и региона, пусть всё задуманное воплощается в жизнь. А нашим болельщикам хочу сказать, что отчаиваться не время, мы постараемся не испортить их ожидания, прекрасно понимаем, где должен находиться «Красный Яр», весной всё будет по-другому. Ребята заряжены, их не надо подгонять, работа спорится. И её результаты мы вскоре увидим. За наше будущее я спокоен.

Pull down to refresh
1-й Неопалимовский переулок, 8