Федерация регби России — rugby.ru официальный сайт - Официальный сайт Федерации регби России

Фото Константина Домбровского

Наставник «Енисея-СТМ» в интервью журналу «Шанс» рассказал о своей карьере, трансформации регби и успехах долгожданного сына.

— Александр Юрьевич, как оцените итоги первой половины регбийного сезона для «Енисея-СТМ»?

— У команды были проблемы с травмами, пять-шесть игроков основного состава выбывали в разные промежутки: Дю Пре, Будыченко, Оостхузен… Несмотря на это, клуб расположился на первой строчке, что говорит о менталитете победителя; о том, что цели на этом этапе были достигнуты.

— Не обидно, что «Стрела» влезла в давнее соперничество с «Красным Яром»?
— Честь им и хвала за это. Тут не на что обижаться. Недолюбливать казанцев не стоит, ведь команда должна доказывать свою силу на поле, а не за его пределами. Конечно, хочется, чтоб красноярские клубы продолжали выходить в финал раз за разом, но появление «Стрелы» и «Локомотива» однозначно идёт на пользу российскому регби. Благодаря повышенной конкуренции и «Енисей-СТМ», и «Красный Яр» уже не выглядят однозначными лидерами, выигрывающими всех направо и налево.

— Что скажете насчёт усилившегося «Динамо»? Ворвётся ли команда в чемпионскую гонку?
— Я только за. Руководство хорошее, стабильно финансируется, на пост тренера пришёл Кушнарёв, неплохой костяк из молодых игроков. «Металлург» тоже потихоньку набирает обороты. Если получится создать чемпионат с восемью равноценными командами, то будет замечательно. Даже не будет нужды добавлять больше клубов.

— Давайте поговорим о вашей молодости. К сожалению, не застал вас в качестве игрока. Как вы попали в самый джентельменский вид спорта?
— В регби попал практически случайно. Много играл в футбол и хоккей с шайбой, был даже в хабаровской спорт-роте в СКА, когда служил в армии. Для поступления выбрал политехнический институт в Красноярске, там учился друг детства и была хорошая студенческая хоккейная команда. Достаточно усердно тренировался, но когда однокурсники пошли на регби, решил попытаться попробовать и я. После двух месяцев тренировок поехал на сборы с командой «Политехник». Пытался совмещать регби с хоккеем, но, когда клуб ушёл от института под эгиду «ЭкскаваторТяжСтроя», нужно было делать выбор. Естественно, он выпал на профессиональный спорт и на предложенный контракт.

— Почему вы выбрали институт именно в Красноярске?
— Изначально поступал в ленинградский политехнический институт, у меня был хороший диплом, а также различные спортивные разряды. Но семейные обстоятельства вынудили отказаться от поступления, после чего я ушел в армию, а после дембеля уехал в Красноярск, где уже учились мои друзья.

— Довольны своей карьерой?
— Грех жаловаться. Мне удалось пережить два подъёма из грязи в князи – как в качестве игрока, так и в качестве тренера. «Красный Яр» тех лет был командой уровня 9-12 мест. В 88-ом завоевываем серебро, в 89-ом бронзу, а в 90 – становимся чемпионами. Мою карьеру регбиста сильно подпортили травмы, из-за которых пришлось закончить играть в 1991 году. Тогда началась моя следующая глава – тренерская. После небольшого отдыха я побыл играющим тренером «Сибтяжмаша». Теперь команда, ныне известная как «Енисей-СТМ», – постоянный претендент на золото.

— Мог бы Александр Первухин образца 80-х усилить состав нынешнего «Енисея-СТМ» в качестве регбиста?
— Все командные виды спорта стали гораздо плотнее, быстрее, интенсивнее. Тем не менее, такие игроки, как Карпов, Куперман, Кобылкин, Николаев, думаю, что и я смогли бы сыграть в современных условиях. Это были индивидуально сильные регбисты, способные и пробить ногой и быстро убежать.

— Требования к нынешнему поколению регбистов возросли?
— Безусловно. Теперь технику игроков прорабатывают до самых мелочей: в какую сторону упасть, как развернуть спину, как подвернуть ноги, чтобы сделать мяч более доступным и многие другие нюансы. И всё направлено на ускорение игры. Чем быстрее ты двигаешься, чем быстрее двигается мяч – тем больше проблем получится создать для защиты.

— Наверняка, и запасных было гораздо меньше…
— В команде было человека 22-23, в нынешние времена столько игроков заявляют на матч, а всего в клубе должно быть, как минимум, 35 регбистов.

— Многие боятся даже смотреть регби, считают его самым травмоопасным видом спорта. Но ведь это всего лишь стереотип?
— Захват, конечно, должен делать подготовленный профессионал, но ведь и силовые приёмы, например, в хоккее отрабатываются тоже не сразу. В регби не больше травм, чем в любом другом контактном виде спорта. Разве что специфика другая. Допустим, в футболе меньше сотрясений, но больше повреждений ахиллов и колен. Травмы – это условие профессионального спорта и от этого никуда не уйти.

— Узнал, что ваш сын занимается хоккеем. Как же он пролетел мимо регби?
— Вообще, он неплохо поёт. Жена начала отдавать 5-летнего сына на различные музыкальные кружки, а я не мог не вмешаться (смеётся). Для регби он был ещё молод, а в хоккей брали совсем малышей. Так и одел его за две недели, поставил на коньки. Пока сын душой и головой в хоккее, но мы смеёмся, что дети регбистов, чем бы ни занимались: футболом, хоккеем, плаванием, всё равно годам к 15-ти приходят в регби. Так что, не исключаем такой вариант.

— За выступлениями «Сокола» следите с сыном?
— Да, часто посещаем матчи. Забавно, что в хоккее появилось «морозное дерби» – Красноярск – Норильск, прямо как левый берег против правого в регби! (смеётся).

— А как в семье к регби относятся?
— Вся семья посещает матчи и очень близко общаются с игроками. Старшая дочь работает тренером по восстановлению игроков, средняя дочь также работает в спортивном центре «Авангард», а сын часто тренируется с регбистами. Не скажу, что они дети команды, но живут в плотном контакте.

— Складывается впечатление, что вы от регби вообще не отдыхаете.
— Действительно так, даже в межсезонье у меня много регбийных забот. Нужно и матчи просматривать, и планировать тренировки, и многое другое успевать. Тем не менее, в последнем отпуске слетали с семьёй в Тайланд, дня три-четыре даже провел там без телефона.

— Семья – ваш источник вдохновения?
— Неиссякаемый. Очень ждал рождения сына, в шутку называю его своим «дембельским аккордом» (улыбается). Всё-таки появление ещё одного ребёнка после 55-ти лет – настоящее счастье. Мои ровесники уже вовсю воспитывают внуков. Обижаюсь, когда мне говорят: «Какой у вас хороший внук!». Отвечаю: «Что вы, это мой сын!». Для нас с женой мальчик – настоящий источник энергии и омоложения.

Pull down to refresh
1-й Неопалимовский переулок, 8