Главный тренер «Енисея-СТМ» Александр Первухин в интервью пресс-службе клуба подвел промежуточные итоги группового этапа Суперкубка Европы, проанализировал причины поражения от «Блэк Лайон» и рассказал о победной стратегии на игру с «Тель-Авивом».
— Александр Юрьевич, два матча выездных Суперкубка Европы все-таки сыграны. Хотя опять не обошлось без переноса – не смог нас принять Израиль, потому и сроки получились сжатые, и на сборах пересидели. Сказалось ли это, в первую очередь, на матче против «Блэк Лайон»?
— В плане того, что пересидели на сборе… находиться на сборе более двух недель – дело опасное. Мы заезжали в ту же Турцию на 5-6 дней с учетом переезда в Израиль. В итоге просидели там почти 10. В отсутствие полей в Анталье тренировались в горах. Конечно, здесь не до прогулок по берегу моря… Но, это как раз не проблема. Поражение в Грузии принимаю на свой счет. Команда выглядела на тренировках очень прилично. Никаких дополнительных мер не принималось.
Но против грузинских команд нужно выходить так, как мы потом выходили против «Тель-Авива». С максимальным настроем. Против «Блэк Лайон» на его поле нужно было противопоставить настрой максимальный. Не сказать, что его не было… но этого было недостаточно. Специальной какой-то работы я и не вел. Потому что, еще раз скажу, состоянием команды я был доволен. Другой вопрос, что грузины после поражения от «Локомотива», после всех накачек руководства, вышла умирать. А мы вышли просто играть. И это сразу сказалось в работе на земле. Они нас переиграли в раках, они нас переиграли в защите, в движении. Сейчас можно все, угодно говорить – команда проиграла в настрое! Каждый может искать себе оправдание, но настрой – дело общее.
Команда опытная. Всегда считал, что игрок должен уметь сам себя настраивать на ключевые матчи. Но в то же время роль тренера здесь очень большая.
И скажу, что три дня перед матчем с «Тель-Авивом» были очень плодотворными в этом отношении. Телевизор в полной мере не может передать тот настрой, ту динамику, которая была в раздевалке, на выходе. И первый тайм – это, наверное, лучшее, что было в новом сезоне. Много было неплохих матчей, но это тайм все же выделяется. Он прошел на высочайшей скорости, но при этом с минимальным браком. По-моему, была только ошибка Щербаня с коридора, когда он уронил мяч. И два-три рака, проигранные в борьбе на 8-10 фазе. Все остальное команда «вычистила», «выбрила» и не дала сыграть быстрым трехчетвертным соперника. Практически ничего не дали создать, за исключением момента, когда мы остались в меньшинстве.
— Возвращаясь к матчу с «Блэк Лайон». В первом тайме бросился в глаза большой процент технического брака. А у соперников, наоборот, много, что получалось. Сказалось отсутствие практики у нас, учитывая, что грузинская команда сыграла за неделю до нашей игры матч с «Локомотивом»?
— Еще раз повторюсь, это настрой! В матчах с такими командами дело на 60-70% решает именно он. В матче с «Блэк Лайон» сверхнастрой был у них, а у нас его не было. Потери начинаются тогда, когда игрок под давлением начинает ощущать себя неуверенно. И когда нам начали максимально затруднять отход от статики, начались проблемы. Мы увидели это на разборе – то же движение третьей линии грузин было на порядок выше наших, так же и по другим амплуа. И это опять же умение и желание заставить себя сыграть через не могу. В данном случае именно в этом нас обыграли хозяева. Мы не сдались, мы сопротивлялись, мы в итоге вышли на приличный счет, мы в принципе второй тайм выровняли. При этом, хочу отметить, Улдис Саулите очень прилично организовал после своего удаления игру в защите в коридорах. И сам несколько раз отыграл мячи. Мы выиграли 6 коридоров подряд и заставили соперников вернуть «по хитрушке» основного хукера на поле. Это значит, что сыграли во втором тайме очень сильно. И вторая попытка наша была сделана заслуженно и красиво.
В целом, игру проиграли в первом тайме по причинам, которые я озвучил. С грузинами дома, да и везде, нужно играть на сверхнастрое.
— В матче с «Тель-Авивом» показалось, что, как и в Москве, им очень сильно везло.
— Надо отметить очень высокий класс их трехчетвертных. «Четверти», я вам скажу, это игроки уровня элитных клубов. И даже, пожалуй, выше уровня тех же «Ньюкасла» или «Ньюпорта». Они еще недавно поиграли в тех же «Сарацинах» и «Арлекинах», и еще вернется туда часть этих ребят. Веер «Тель-Авива» очень сильный. И он делает из этих полу- или даже треть-моментов попытки.
Хотя, если честно, каждый раз пересматривая момент с последней попыткой, есть полное ощущение (оно и на стадионе возникло), что была игра вперед. На отскок первым успевает 10-й номер, он подыгрывает партнеру точно вперед. Мы сомневались – может быть мяч задел первым Будыченко… Нет, он к этому отскоку не успел. И далее мяч был направлен 9-му номеру вперед. Но тем не менее, не смотря на серьезное игровое преимущество на протяжении всего матча, счет стал в концовке равным. Одной из главных задач было не отдавать мяч, не бить вперед ногой. И все видели, что у нас очень много игры со своей зоны на руках было. И это принесло нам успех во многих атаках. Соперники этого уж точно не ожидали. Ну и можно немного посмеяться, но когда команда с опытнейшим тренером, с опытнейшими игроками дважды зевает хитрушку с коридора, одну и ту же… Только русские могут наступать на одни и те же грабли, а тут и Израиль наступил. Ладно первый случай – это была разовая штучка, чтобы подсмотреть особенности защиты «Тель-Авива» в коридоре и провоцирующая их на эту защиту, и в тоже время использующая слабости этого построения. Но, чтобы после перерыва сыграть то же самое и опять получить… И это нам дало 12 очков.
— В этих матчах Фридл Оливье показал себя игроком очень высокого уровня. Не боитесь, что кто-то из европейских команд его увидит предложит большой контракт, как в свое время Джордаану?
— Джордаан сначала у нас выглядел так же, как и в матче против нас за «Тель-Авив». С ним очень много было проведено работы, собеседований. Причем очень жестких собеседований. И из него получился игрок, каким он был в конце сезона 2019, одним из главным игроков.
Фридл, Карел… да и вообще вся пятерка южноафриканских «легионеров» очень сильно прибавили за этот год. Якобс просто вырос. Приезжал он далеко не таким игроком, расценивался, как игрок ротации. А он, пусть и с учетом травмы Магомедова, стал основным.
Фридл – игрок очень интересный. У нас с ним достаточно долгий контракт. Они едут сюда, чтобы показать себя Европе – поэтому выбирают «Енисей-СТМ». Если это произойдет… ну что же, дальше будем смотреть игроков. Сегодня южноафриканский рынок «перегрет». На нем очень много квалифицированных игроков выше среднего уровня. Посмотрите, сегодня в каждой почти российской команде достаточно африканцев. Но в «Енисее-СТМ» почем-то опять лучшие.
— «Енисей-СТМ» после победы грузинской команды над израильской в полуфинале. И есть шанс, что мы выйдем туда с первого места. Остался один матч с «Блэк Лайоном». Есть ли ясность, когда он состоится?
— Мы написали письмо в RugbyEurope. Честно говоря, думали, что инициатива будет исходить от них. Был разговор, что после группового этапа мы должны сесть в декабре и, в зависимости от результата, определить дату матча. Была у них смутная надежда на то, что все ясно станет после декабрьских игр. И, в принципе, было бы ясно, не проиграй грузины «Локомотиву». И тут уже наш матч можно было отменять, не тратить деньги и так далее. Сейчас смысл в проведении матча есть. Во-первых, заставить их сыграть в России, пусть и не в Красноярске. Во-вторых, принципиально взять реванш. Но тоже учтите, команда, которая позиционируется как резерв сборной Грузии, выставляет против нас 8 игроков основы. Так что игра перенесенная «весит», игра имеет значение.
Получили ответ от Rugby Europe, что мы сами должны с грузинской стороной договориться о дате, а потом они утвердят это решение…
С учетом того, что полуфиналы запланированы на 16-17 апреля, остается март. Но февраль-март – это время сборных. Не знаю, будем решать.
От игры еще зависит, где мы играем полуфинал. Второе место нашей группы играет в Португалии, первое место принимает испанцев дома. И, кстати, RugbyEurope, отвечая на наш вопрос и претензии по поводу неприезда соперников в Красноярск, обещали рассмотреть такую возможность с полуфиналов. Хотя и смутно верится, но такое было сказано.
— Смотрели уже, изучали матчи Западной конференции?
— Один матч португальцев смотрели. «Лузитануш», как и сборная Португалии сейчас – техничная, быстрая команда. Исповедует игру на руках. Во всяком случае, не показалась она мне сильнее, чем «Тель-Авив».
Сейчас нужно завершить групповой этап. Оставшаяся игра будет очень принципиальной. И она хороша тем, что не будет никакого психологического давления. В любом случае обе команды в полуфинале. Игра будет очень интересной. Тем более сыграть дома. Я не думаю, что это будет Красноярск, надо искать лазейку в марте. Скорее всего, это опять Сочи.
— «Енисей-СТМ» закрыл игровой год. Вы на 100 процентов довольны тем, как он для нас прошел?
— Абсолютно довольным быть, конечно, нельзя. Особняком стоят весенние игры. Когда команда летела и была на несколько порядков сильнее. Та часть сезона была большим шагом вперед.
Не скажу, что удалось тот потенциал раскрыть в полном объеме в новом сезоне. Хотя несколько ярких запоминающихся матчей были — с «Локомотивом» в Пензе, с «Красным Яром», две игры с «ВВА-Подмосковьем» — дома и особенно финал Кубка, и последние еврокубковые матчи.
Команда выполнила все задачи, которые перед ней стояли. Мы выиграли прошлый чемпионат, мы без поражений прошли первую часть нового чемпионата, создав солидный отрыв в 9 очков. Мы выиграли второй раз подряд Кубок России. Наша молодежная команда выиграла два своих чемпионата. Второй с огромным перевесом. И последнее – выход в полуфинал Суперкубка.
При этом, в оптимальном составе мы в новом сезоне почти не играли. К последним матчам международным подошел Улдис Саулите. Но пока не готовы все-таки Шамиль Магомедов, Дима Кротов. Явно не хватает Миши Гачечиладзе. И это достаточно большой плюс в будущем. В условиях жесточайшей конкуренции. Посмотрите, что делается за «нашими плечами», в матчах с нами. И все равно, глубина нашей скамейки позволяла нам успешно играть на всех фронтах.
Фото Александра Ужмужуридзе