Федерация регби России — rugby.ru официальный сайт - Официальный сайт Федерации регби России

Член Высшего совета ФРР, главный тренер сборной России по регби и «Енисея-СТМ» Александр Первухин в интервью изданию «АиФ на Енисее» рассказал, как пришел в регби, насколько регби популярно в Красноярском крае, какое достижение является для него главным в жизни и многом другом.


— Александр Юрьевич, как вы пришли в регби и почему выбрали этот вид спорта?

— Поступив после армии в Красноярский политехнический институт, узнал, что в вузе неплохая хоккейная команда. Поскольку у меня был первый разряд по футболу и хоккею, думал, что возьмут. Но тренер сказал, чтобы я зиму покатался и потом приходил.

Однажды мой друг увидел объявление о наборе в регбийную команду Высшей лиги «Политехник». Решили попробовать. Попал к тренеру Владимиру Петровичу Быкову, которого считаю своим вторым отцом, и главному тренеру команды Владимиру Грачёву. Меня – молодого парня, практически не знающего правил, через полтора месяца взяли в состав команды, отправили на первые сборы. Признаюсь, что до последнего сопротивлялся, потому что очень хотел играть в хоккей. После того как предложили контракт, сделал выбор в пользу регби.

Так финансовая составляющая победила мою мечту (Улыбается).

– В СССР ведь официально не было профессионального спорта? Спортсменов называли любителями, которые занимались исключительно в свободное от работы время.

– Да, так был устроен советский спорт. Игроки числились на предприятиях или в организациях, получали там зарплату и играли за страну. Перед вами типичный советский «подснежник» – слесарь 4-го разряда. Меня, как это раньше говорили, начальнику «спустили сверху» и дали приличную зарплату. При виде меня он всегда хватался за сердце со словами: «Иди, иди с глаз моих долой!» (Смеётся).

– Какой момент в вашей спортивной и тренерской карьере запомнился особенно?

– Победа «Красного Яра» в Ташкенте в 1990 году. На улице жара 35–38 °С. Выиграв у «Звез­ды» со счётом 29:7, за тур до окончания чемпионата СССР, мы стали чемпионами, впервые завоевав золотые медали. После матча все плюхнулись в бассейн, но сначала прямо в одежде бросили туда главного тренера Владимира Грачёва. Ту победу, как и победу «Енисея-СТМ» в финале Кубка России, по эмоциям можно сравнить с победой команды Аргентины на чемпионате мира по футболу в этом году. 

– Что вы назвали бы своим главным достижением в жизни?

– То, что удалось сделать команду «Енисей-СТМ» лучшей в стране. Но в тяжёлые девяностые годы передо мной стоял выбор: остаться в спорте или работать инженером, чтобы содержать семью. Однако, когда массово закрывались предприятия, мой диплом не был востребован. Тренерские заработки тоже были невелики. Пришлось работать многостаночником: руководить детской спортивной школой, заводской командой «Сибтяжмаш», которая находилась на задворках Высшей лиги. Вместе с братом Сергеем начали заниматься коммерцией, заработанные деньги вкладывали в хороших игроков. Постепенно начали догонять тогдашнего лидера в регби – команду «Красный Яр».

Так во время перестройки и тотального безденежья в Красноярске зародился второй регбийный клуб, которому понадобилось всего пять лет, чтобы уже в 1997 году завоевать бронзу чемпионата страны, через год стать серебряным призёром, а в 1999-м – чемпионом России. Это был ошеломляющий результат, потому что из аутсайдеров клуб стал ведущим в России. С тех пор уже 23-й год подряд мы всё время боремся за первое место.

– Когда регбисты в борьбе за мяч на поле устраивают кучу-малу, приходит мысль, как бы эти огромные мужчины не переломали друг другу руки и ноги.

– Так думает неподготовленный болельщик. Не забывайте, что спортсмены – тренированные люди. А куча-мала, о которой вы говорите, подчинена определённым правилам. Каждый игрок должен лежать со своей стороны по линии мяча, не может закрывать его выход. И множество других правил, которые нельзя нарушать. Регби – очень умная игра, требующая думать головой, даже больше, чем в футболе или в волейболе. Если этого не делать, тебе тут же по ней настучат (Улыбается).

Понятно, что игроки должны быть сильными и здоровыми. Они могут быть и небольшого роста, но весить не меньше 90 кг, чтобы их не снесли на поле, как пушинку. Однако есть исключения из правил. Наш ведущий полузащитник Алексей Щербань, играющий под девятым номером, ростом 176 см, а весит 74 кг. Регби как никакой другой вид спорта формирует характер. Спортсмену стыдно показать, что ему больно. Никто из них никогда не будет кататься на поле, схватившись за ногу или руку, и кричать диким голосом. Если игрок лежит, значит, он действительно получил серьёзную травму.

– Насколько популярно регби в крае?

– Наш вид спорта практически не уступает по массовости и по популярности футболу и хоккею с мячом. В Красноярске два сильнейших профессиональных клуба – «Енисей-СТМ» и «Красный Яр». Наша регбийная школа вот уже 10 лет признаётся лучшей в России. У клуба 20 филиалов по региону, в секциях занимаются порядка 2 тыс. детей. В 2017 году на месте старого «Авангарда» построили новый стадион. У нас лучшая материальная база в России, а «Енисей-СТМ» – лучший клуб страны, команда которого играла в Еврокубках. В сезоне – 2017–2018 мы выиграли «Континентальный Щит».

– Вы стали главным тренером сборной России по регби. К чему будете готовить команду в условиях изоляции?

– Развиваться пока без международных матчей. Признаюсь, прежде чем согласиться, раздумывал полтора месяца, понимал, что если работать, то эффективно. Ясно, что в следующем году в Кубке мира команда России принимать участия не будет, скорее всего, пропустит его и в 2027 году. Но мы должны иметь боеспособную команду, чтобы попасть в отборочный цикл чемпионата мира – 2030. Поэтому задача – набрать более молодой состав игроков – от 23 до 35 лет – и начинать его обкатывать, проводить матчи с клубами Премьер-лиги, со сборной легионеров. Возможно, проведём встречи с командой ЮАР. 

– В чём заключается формула успеха тренера и его команды?

– Правильно выстроенная структура клуба, которая начинается с детской спортивной школы, материальной базы, финансовой составляющей и заканчивается резервной командой и командой мастеров. Не приемлю, когда её состав меняется на 70–80%. В таком случае говорить, что команда – это семья, где все стоят плечом к плечу, не приходится.

«Енисей-СТМ» – клуб, состав которого больше чем наполовину состоит из игроков – воспитанников собственной спортивной школы. Это и позволяет создавать качественный резерв для основной команды. Принцип моей работы – семейственность и коллективизм. Свою позицию я отстаиваю на всех уровнях.

– Знаете ли вы, как вас называют в команде за глаза?

– Батя.

– Вы суровый или демократичный тренер?

– Суровый. Могу повысить голос, резко пресечь возражения на тренировках, потому что готовлюсь к ним иногда до поздней ночи. При этом и демократичный, доступный, готовый выслушать вне тренировки другую точку зрения, признать свою неправоту. 

– Где и с кем вы встречали Новый год?

– В семейном кругу, с женой, дочерью и сыном.

– Чего вы попросили бы у сказочного волшебника Деда Мороза?

– Здоровья близким, чтобы у них не было печалей и горестей. Для болельщиков – больше радостных минут, благополучия и стабильности. Команде – побед. Нельзя считать, что достиг вершины, иначе покатишься вниз. С Новым годом! 

 

Pull down to refresh
1-й Неопалимовский переулок, 8