Новичок «Стрелы» Алексей Капалин в интервью пресс-службе Федерации регби России рассказал о переезде в Казань, необычных тренировках, тимбилдинге и регби в Краснодарском крае.
– Тяжело ли было переезжать из Краснодара в более холодную Казань?
– Город для меня новый, пока еще никуда особо не ходил. В целом освоился, но единственное, к чему я еще не привык – искусственное поле, чуть-чуть тяжеловато пока, до этого всегда тренировался на натуральном. Ну и мороз. Иногда тут стоят дни, когда под минус 20 градусов. Стараюсь в такие дни ездить только на тренировку и в магазин купить продуктов, после чего сразу домой.
– Почему выбор пал именно на казанский коллектив? Как вообще искали команду, были ли предложения от других клубов?
– Я собирался переезжать в Казань еще год назад, но из-за начавшейся пандемии остался в Краснодаре. Доигрывал сезон, но меня уже не устраивали условия, которые были в клубе. Я решил для себя, что если я хочу развиваться, то нужно менять место и обстановку. В Казань приехал еще в декабре, тренировался индивидуально, потом улетел на праздники домой, а в январе начал работать со «Стрелой» уже полноценно. Да, были другие варианты от других клубов, но выбрал «Стрелу» вот почему. Мне было очень интересно поработать с иностранными специалистами. Сколько я здесь нахожусь, уже вижу, что начинаю прибавлять в каких-то аспектах игры. Иностранные тренеры пытаются многое объяснить по-своему, у них другой менталитет, тренировочный процесс поставлен тоже по-другому. Все очень нравится, стараюсь подмечать детали, в которых я еще слаб и работаю над этим.
– Практически всю карьеру вы провели, играя в регби-7. Как быстро получится перестроиться в регби-15 и на какой позиции Вас видит тренерский штаб «Стрелы»?
– На позиции крайнего трехчетвертного. Да, я почти всегда играл в «семерку», но сейчас хочу достичь нового результата в регби-15. Думаю, что в Казани у меня получится сделать новый шаг вперед, улучшить свои навыки и понимание игры.
– Наверняка, уже удалось влиться в коллектив в «Стреле»?
– В команде очень хорошие отношения! Меня сильно впечатлило, что на тренировочном процессе все стараются друг друга поддерживать, даже когда что-то не получается. У нас есть система наказаний, например, если на тренировке ребята совершают много потерь, то в конце мы бегаем дополнительную нагрузочную тренировку. Каждый игрок отдает себе отчет, что если он будет плохо выполнять какое-то упражнение, из-за него пострадают все. Поэтому стараются не допускать брак в своих действиях, мотивируют друг друга. Большая поддержка идет и от легионеров, они много подсказывают, чего часто не хватает в русском регби. Тебе намного легче, ты можешь переключиться на следующее действие и принять правильное решение в игровой ситуации, когда слышишь подсказ. Здесь и немного другой подход к тренировкам. Что в «Кубани», что сборной России по регби-7 физический блок постоянно проходил отдельно. Здесь всё совмещено. То есть мы, например, делимся на две группы, нападающие и трехчетвертные работают над одним упражнением, другая группа над другим, потом мы меняемся. Сразу же после этого идет нагрузочная работа, а после кардиотренировки мы идем на блок скиллов, где продолжаем работать над мелкими аспектами игры, такими как пас, ловля мяча. Выполняем эти действия уже на усталости, на морально-волевых качествах, что, я думаю, очень сильно отразится потом на команде уже в игре.
– Какие цели ставите перед собой в «Стреле»? Есть ли желание попасть в сборную России по регби-15?
– Да, мне очень хочется поиграть в «пятнашку» и поехать в сборную. Я вижу, что у Лина Джонса не так, как у Александра Юрьевича Первухина, крайний трехчетвертной не обязательно должен быть большим человеком, как Вова Остроушко или Денис Симпликевич. Сейчас в сборной Андрей Карзанов и Хетаг Дзобелов, парни таких же габаритов, как и я, быстрые и мобильные. Трехчетвертной должен быть быстрым, мобильным. Ставлю задачу себе закрепиться в «основе» «Стрелы» и попасть в сборную России. Тренеры «Стрелы» видят меня игроком стартового состава, и так они мотивируют каждого регбиста. Как говорит Джей Пи Нил, ты должен верить в себя, и результат не заставит себя долго ждать.
В команде у нас вообще много тимбилдинга. Мы коллективно посещали матча «Ак Барса», женского волейбольного «Динамо», мужского «Зенита», а позавчера, например, играли в пейнтбол. Неделю назад катались на лыжах, а в пятницу у нас будет тренировка на коньках. Такие разгрузочные мероприятия ведут к сплочению команды. Скоро собираемся ехать на сбор, где будем тренироваться на натуральном поле. Там удастся выполнить большой объем продуктивной работы.
– В Казани много спортивных профессиональных клубов, есть желание, чтобы регби-клуб «Стрела» тоже был более узнаваемым?
– Конечно! Над этим здесь стараются работать пиар-служба и пресс-атташе. Я слышал, что и спортсмены из других клубов приходили на матчи «Стрелы». Я вообще заметил, что в Татарстане очень много спортивных объектов, стадионов, ледовых арен. В Краснодаре, например, такого нет. Здесь заливают много ледовых коробок, выходишь вечером на прогулку, молодежь и взрослые катаются, занимаются спортом.
– Что думаете по поводу развития регби в Краснодарском крае?
– В Краснодаре как-то тяжело с бюджетными видами спорта. Вроде у детско-юношеских команд есть результаты, но у профессиональных клубов возникают проблемы. Будем надеяться, что эта ситуация изменится. Владимир Остроушко, Стас Бондарев и Лев Слепцов стараются развить регби, желаю им большой удачи. Может быть, федерация окажет какую-то поддержку клубу. Даже обидно, что такая команда с такими большими традициями сейчас в такой ситуации. В Краснодаре очень много игроков хорошего уровня, а сейчас осталась только молодежь и возрастные регбисты. Им тоже тяжело работать в условиях, когда по 3-4 месяца не получаешь зарплаты, нет полноценной тренировочной базы, нет спортивного питания и медикаментов, чтобы обслуживать команду. Даже морально тяжело. Спортсмен должен всегда стараться выигрывать, у него должен быть стимул и желание ехать на тренировку. А если тебя жена после игры спрашивает: «Как оно?», а ты отвечаешь: «Да, нормально, отмучался», наверное, стоит пойти заниматься другим делом, которое будет приносить тебе моральное удовлетворение. Я думаю, все изменится. Не может быть такого, чтобы клуб на протяжении уже пяти лет испытывал такие трудности. Были же времена, приходили спонсоры, было все хорошо. Когда приехали новозеландские тренеры, команда преобразилась. Мне работа в Казани сейчас напоминает, тот период, когда в Кубани были Фил Верохико, Робби Харлоу и Брендан Нолан. Они уделяли большой акцент психологическому состоянию игроков. Фил лично общался с каждым игроком, мотивировал его. Сейчас все в Краснодаре хотят, чтобы произошел обратный толчок, чтобы увидели — команда перспективная. Большое внимание уделяют молодым игрокам, ведь это единственная подпитка клуба. Дай Бог, через пару лет, мы увидим прогресс «Кубани», и она вернется на свои места, на которых заслуженно должна быть.