Тренер детской академии ЦСКА Андрей Федоров в большом интервью Metaratings раccказал о работе «армейской» школы, принципе её формирования, воспитания детей в регби и многом другом.
– Если какой-то специальный признак, по которому отбирают детей в академию ЦСКА?
– Есть определенная селекция. Детей, как и в другие виды спорта, отбирают по определенным качествам: скорость, сила, выносливость. Но в целом регби – это очень универсальный вид спорта. На поле играют 15 человек с одной стороны команды, на каждой позиции есть разного типа игроки как по физическим кондициям, так и по всем остальным. Так что можно сказать, что регби — это игра для всех. У нас есть нападающие, которых нельзя назвать быстрыми, но достаточно массивные, есть защитники очень легкие, выносливые и скоростные. Поэтому мы берем всех.
– Как разубедить родителей, которые считают, что этот спорт как раз «не для любого ребенка»?
– Ребенку проще один раз попробовать. На самом деле, приходится много общаться с родителями и рассказывать об этом виде спорта: многие вообще не понимают, что такое регби. Поэтому рассказываю, что это такой вид спорта, в котором ребенок использует и другие виды, такие как футбол, борьба, легкая атлетика – это комбинация всех-всех видов спорта, можно сказать, гибрид. Соответственно, родители относятся с понимаем и приводят в регби детей, которым зачастую все нравится. Они получают эмоции, которые и позволяют не останавливаться на достигнутом.
– С какого возраста лучше отдавать ребенка в этот вид спорта?
– Самая младшая группа начинается с 5-6 лет.
– Если распределить на три широкие возрастные категории – например, с 7 лет до 11, с 11 до 15, и с 15 до 17, то чем отличается работа тренера, на чём делается акцент в том или ином возрасте?
– Конечно же, есть отличия. Регби сам по себе вид спорта достаточно поздний. Дети могут начинать заниматься с 5-6 лет, и на этом этапе никаким специальным навыкам или сложным комбинациям тренер не обучает. В этой категории тренер выступает педагогом: он учит ребенка дисциплине, ответственности – базовым навыкам. Малыши играют в бесконтактный регби с лентами – это безопасно и учит ребенка ориентироваться в пространстве, где находится поле, аут, зачетная зона. Когда дети становятся чуть старше, они начинают играть в контактное регби, то есть уже получать знания базовых навыков в нападении и защите, учатся захватам, пасам. Третья группа – юноши, тут уже проводятся Всероссийские соревнования, соответственно, навык тренера тоже растет. И если брать все эти возрастные группы, то специалист растет вместе с детьми, его навыки прогрессируют вместе с успехами команды.
– Некоторые считают, что регби – жесткий вид спорта из-за контактности. Напрашивается вопрос, насколько он травматичен для детей? И насколько вообще опасно играть в регби?
– Да, это контактный вид спорта, но он не входит даже в десятку травмоопасных. Для детей он и вовсе безопасен из-за их небольших массы и скорости. Они не сразу начинают играть во всю силу, а получают базовые навыки, переходят во взрослое регби поэтапно. Любой здравомыслящий тренер соблюдает принцип адекватного обучения: никто не выставит на игру новичков с детьми, которые уже имеют опыт. Да, регби – мужской вид спорта. Да, контактный, как хоккей и борьба, но ввиду обучения и техники становится безопасным. На учебном этапе и во взрослом регби есть защита для детей – это специальные шлема, которые спасают от рассечений, также мы обязательно используем капу на матчах, чтобы не было сотрясений. Есть базовые элементы амуниции, техники захвата и контактов. Это же не просто игра, в которой дети разбежались и давай друг в друга врезаться. Регби – это интеллектуальная игра, как шахматы. Ребята на поле относительно друг друга ведут себя достаточно безопасно, уважая и думая о здоровье друг друга.
– Вы упомянули, что регби похоже на шахматы, но многие родители довольно часто боятся отдавать детей в этот вид спорта и считают, что впоследствии дети вырастут «без мозгов». Возможно ли серьезно заниматься регби и при этом хорошо учиться?
– Конечно, возможно. У нас есть студенческие команды в Бауманке и Технологическом институте, а также примеры успешных спортсменов, которые получили высшее образование, и игра им не мешала, а, наоборот, помогала участвовать в студенческих играх и учиться. Это просто миф, а не реальность. Многие игроки сочетают занятие регби с иностранными языками, физикой, ходят на дополнительные занятия. В Англии ведь так же: только в успешных рейтинговых ВУЗах этот вид спорта культивировался и культивируется.
Полное интервью Андрея Фёдорова читайте по следующей ссылке.