Самый опытный игрок женской сборной России по регби-7 и «Енисея-СТМ» в интервью Rugger.info подвела итоги прошедшего года, рассказала про Олимпиаду, будущие цели и перспективы клуба.
– Решили отмечать Новый год в Красноярске, а не родине в Дагестане?
– Да, у меня были дела в Красноярске. Хотела на праздники уехать домой, однако поняла, что не успею. Но за многие годы, в течение которых я живу в Красноярске, этот город уже стал для меня родным. Здесь у меня много друзей, свой дом, кошка. Поэтому когда получила приглашение перейти из «Красного Яра» в «Енисей-СТМ», не задумывалась и перешла. Многим это не понравилось, но мне очень хотелось остаться в Красноярске.
– Не слишком там холодно для вас, южного человека?
– К минус 24-25 я уже привыкла. Когда морозы за -30, тогда, конечно, немного холодно. В Красноярске люди к морозам привычные, даже внимания на них особо не обращают. Видимо, привыкла и я.
– Родину свою не забываете.
– Эта связь с Дагестаном никогда не прервется. У меня хорошие взаимоотношения с президентом Федерации регби Дагестана Магомедом Гаджимагомедовым, Министерством спорта, со всеми девочками, я часто езжу домой – хотя бы раз в 2-3 месяца. В Дагестане меня поддерживают во всем, и они видят мои результаты в сборной и клубе.
– Кажется, вы стали примером для многих девочек в Дагестане, которые хотят заниматься регби.
– Хотелось бы, конечно, чтобы их стало еще больше. Сейчас регби стали преподавать в школах. Уже даже из нашего села, где я родилась, команда мальчиков съездила на детское первенство в Махачкалу. Надеюсь, что и у девочек будет расти интерес к нашей игре, и родители будут приводить своих детей в регби. Вокруг нашего вида много стереотипов, многие считают, что регби — не женское дело, но я не вижу ничего плохого в том, когда девочки играют в регби. В Дагестане многие девчонки занимаются вольной борьбой, дзюдо, тхэквондо, им регби вряд ли покажется мужским видом спорта. Да и по сравнению с боксом и борьбой, не такой уж он и боевой вид на самом деле. Когда последний раз приезжала в Дагестан, видела, как девочки 14-15 лет тренируются. У них глаза горят, им интересно. Надеюсь, после того, как наша команда приняла участие в Олимпийских играх, многие родители не будут препятствовать желанию девчонок заниматься регби.
– С какими мыслями входите в новый год?
– Никогда не любила подводить какие-то итоги. Мне кажется, 2021 год был хороший. Мы отобрались на Олимпийские игры, выиграли Чемпионат Европы, я перешла в новый клуб, мы хорошо выступили в Чемпионате России. Было много эмоциональных матчей, были победы и проигрыши. Единственное, остался горький осадок после Олимпиады, он почему-то до сих пор не уходит. Даже матчи в Токио не пересматривала. Думаю, надо снова пройти через тренировки, матчи, отборы, поставить себе цель попасть на Олимпийские игры в Париже и все исправить.
– Костяк сборной после Токио остался, хотя после Олимпиад как раз обычно многие игроки уходят в декрет или заканчивают карьеру в национальной команде. Раз все лидеры остались, видимо, есть все же цель сыграть на Кубке мира-2022 и в Париже в 2024-м?
– Могу сказать за себя, что для меня любой турнир как Кубок мира и Олимпиада. Цель есть всегда, мне нравится играть в регби, находиться в этой атмосфере. Это моя любимая игра, частичка моей жизни. После Олимпиады, не буду врать, у меня были мысли завершить карьеру в сборной. Какое-то время я об этом думала — неделю или две, а потом отпустило. Мне кажется, у многих девочек осталось чувство, что мы показали в Токио не ту игру, на которую способны. Мы верим в свои силы и команду, поэтому, думаю, все и остались. Мотивации у нас в избытке. Проигрыши, обидные поражения случаются всегда, нельзя же все бросить. Нужно бороться до конца.
– Многое изменилось сейчас в команде с приходом нового главного тренера?
– Пока рано говорить, но после двух этапов есть какая-то уверенность в том, что мы прибавляем. У нас же была как будто какая-то яма. Думаю, это из-за того что у нас давно не было этапов Мировых серий из-за пандемии. Главный плюс, считаю, в том, что в Дубае мы смогли обыграть команды Ирландии и Канады. Ирландок раньше мы постоянно обыгрывали, но затем они сделали большой скачок в развитии и стали побеждать нас все чаще и чаще. Нам стало сложнее выходить играть против них. Нужно переламывать эту ситуацию, это даст нам психологическое преимущество над соперницами. Хочется получать удовольствие от игры, как это было у нас на этих двух этапах в Дубае. Сейчас впереди этапы в Испании, надеюсь, эта тенденция продолжится.
– У Алексеенко какая-то особенная схема игры, нужно учиться чему-то новому?
– У него другая схема. Когда пришла на первую тренировку, первое, что заметила, – это крайне строгая дисциплина и интенсивная работа. Тут не «похалявишь», час тренировки проводишь очень активно – ты постоянно в движении и готова к тому ритму, который бывает во время матчей. Уже вижу изменения в нашей игре, она стала более резкой, дерзкой, быстрой. Все игроки, в том числе те, кто не из ЦСКА, уже уяснили нюансы, все установки ясны.
– ЦСКА сейчас явный лидер в Чемпионате России. Как думаете, какие перспективы у «Енисея-СТМ»?
– Думаю, пока нам будет тяжело. Сейчас перерыв, у многих игроков заканчиваются контракты, кто-то уйдет из команды, поэтому трудно сказать, каким будет наш состав. В любом случае, считаю, а я реалистка, что бороться с ЦСКА за первое место пока не вариант. А вот за второе — вполне по силам. Надо постараться завоевать в этом сезоне серебряные медали и продолжать идти вперед.