Капитан «Енисея-СТМ» Дмитрий Герасимов в интервью изданию «Городские новости» рассказал, почему красноярскому клубу не удалось стать сильнейшим в стране в седьмой раз подряд и как в команде переживают поражение.
Сплотиться и пахать
— Шесть сезонов вы заканчивали чемпионат первыми, а сейчас стали вторыми. И недели не прошло после матча. Что сейчас в голове и на душе? Эмоции улеглись?
— В принципе отошёл уже. Правда, осознание, что проиграли в финале, пришло не сразу. Несколько раз пересмотрел матч, проанализировал. И теперь мысли о том, как навязывать борьбу новому чемпиону и этот титул возвращать. Перед отъездом Александра Юрьевича в сборную встречались, разговаривали, рассуждали, пытались понять, как это всё произошло. Порой поражение несёт в себе больше информации и пользы, чем победа. Сейчас настрой такой: живём дальше. Как бы противно это ни звучало, но надо уметь проигрывать.
— Вряд ли кто-то в «Енисее» умеет.
— Уметь не в смысле, чтобы привыкать к поражениям, а делать из них правильные выводы. В следующем сезоне кроме «Локомотива» и нас на чемпионство, на мой взгляд, будут претендовать ещё два-три клуба. Нужно быть готовыми. Наверное, за шесть золотых сезонов мы немного забронзовели, привыкли побеждать. И случались за это время матчи, когда мы играли очень плохо и всё равно выигрывали. Вот, видимо, и засела в головах мысль, что, как бы ни выглядели, не можем уступить. Когда играли в Европе, в каждом поединке все действовали на максимуме. В чемпионате России постепенно потеряли бдительность, наши же ближайшие конкуренты в это время приблизились по уровню, а по желанию побеждать, может быть, даже и превзошли.
— «Локо» на протяжении нескольких сезонов выгрызал себе место в решающих матчах в конкурентной борьбе, вы же возвышались над всеми остальными и выглядели командой с другой планеты. И в финале, когда всё шло хорошо, когда у вас всё получалось, соперника просто видно не было, а вот когда пошла рубка, показалось, что вы даже немного растерялись. Может, поражение и случилось потому, что пензенцы были в своей стихии. А вы отвыкли от такого рода сопротивления?
— Наверное, это один из факторов. Но я начал бы даже с первого тайма. Думаю, занеси мы ещё одну-две попытки и камбэка бы не случилось, 25–30 очков в таких матчах не отыгрываются. Причём возможности-то у нас были — и в первом тайме, и в конце матча. Хорошие атаки получались, но где-то мы их загубили. Как бы то ни было, на вторую половину мы сами вышли не такими, как должны. А «Локомотиву» терять было нечего, он заиграл раскованно и мощно, мы же вдруг занервничали — такое бывает, когда победа буквально уплывает из-под носа. При этом не скажу, что у нас нет характера, с этим всё в порядке. Но что-то в конкретно взятом поединке пошло не так, а потом и вообще сломалось. Нужно отдать должное и сопернику, они большие молодцы. Я разговаривал с Серёгой Янюшкиным, он после игры даже не верил, что они нас сумели обыграть. Так бывает. Нас будто окатили холодной водой. И у нас есть следующий чемпионат, он будет идти полтора года; времени хватит, чтобы понять, что значит это поражение: нечто глобальное или это всего лишь одна ошибка, оставившая нас без титула.
— Думаю, что теперь все любители регби в России с нетерпением будут ждать новый сезон. Столько интриг, пожалуй, не было очень долгое время. Отстоит ли чемпионство «Локомотив», как вы отреагируете на второе место, вернётся ли «Красный Яр» в чемпионскую гонку? Более чем достаточно интересных сюжетов намечается.
— Сам уже с нетерпением жду следующий сезон. Мы с парнями ещё конкретно не разговаривали, пообщались вкратце после матча, основные вещи обговорили. Сейчас две недели отдыхаем, а потом впрягаемся по полной в подготовку. И там уже станет ясно, где и что надо подтянуть, на какие игровые аспекты обратить внимание. Регби — командный вид спорта, и в такой ситуации мы должны сплотиться и пахать все вместе, чтобы всё исправить.
Сюжет для зрителей
— На награждении многие ребята улыбались, и эти улыбки казались хищными, будто вы уже предвкушаете скорую месть за поражение. Но на Рамиля Гайсина было больно смотреть. Вы же общались, он отошёл после финала или всё так же переживает свой промах?
— Матч проиграл не Рамиль и не кто-то отдельно. Мы команда, выигрываем и проигрываем только вместе. Победили — значит все внесли свой вклад. Уступили — значит точно так же каждый на своей позиции недоработал. Рамиль прекрасный игрок и замечательный парень, он настоящий перфекционист в плане спорта. На нём, как на бьющем, лежит огромная ответственность, и Гайсин год от года с ней блестяще справлялся. Один промах не может всё перечеркнуть. Переживал он, конечно, страшно, но уверен, что Рамиль справится. Сколько Гайсин бьёт по воротам и на тренировках, и перед ними, и после. Этих ударов не сосчитать. Уверен, что через работу, через следующие игры Гайсин со всем справится и будет играть ещё лучше.
— Понятно, что у всего «Енисея» горечь от поражения, но при этом матч-то вышел невероятный. Ничего подобного лично я в российском регби ранее не видел. Столько сюжетов и историй! И камбэк «Локо» после безнадёжного первого тайма, и промах Рамиля, да ещё и ветер сдул ему мяч с подставки перед ударом, будто сами небеса не хотели, чтобы всё закончилось именно так, и победный штрафной Сергея Янюшкина, еле-еле залетевший в ваши ворота. Будто кто-то кино срежиссировал и снял, а не в реальной жизни всё это происходило.
— Такие игры для зрителей крутые, конечно. И для развития регби, для его популяризации подобные поединки тоже идут только в плюс. Накал невероятный, сюжет, развязка. Если бы я не был на стороне проигравших, тоже с удовольствием как зритель посмотрел бы такую встречу. Но мне и всем в команде этот поединок принёс не только большое разочарование, но и информацию. И, чтобы стать прежним «Енисеем», который не только играет в красивых матчах, но и побеждает в них, надо пахать — и пахать на полную.
Интуиция Первухина
— В одной отдельно взятой игре может случиться всё что угодно. Ведь по большому счёту вы в основное время даже не проиграли. Была ничья. И определяйся чемпион в серии встреч, а не в одном поединке, не сомневаюсь, что вы бы вновь стали первыми, проделав всю работу над ошибками по итогам первой, не слишком удачной игры. Разыгрывание чемпионства длинного чемпионата в одном матче — это справедливо?
— Все в равных условиях. И мы играли в одном матче, и «Локомотив». Плей-офф необходим. Не думаю, что было бы интересно определять чемпиона в круговом турнире. Финал из двух матчей был бы нам на руку. У «Енисея» практически два равноценных состава. На замене молодые парни, голодные до побед. Думаю, что у наших конкурентов такой глубины состава нет. Но имеем то, что имеем. И в прошлом году финал был из одного матча, но нам же это никак не помешало. А когда долгое время не проигрывали в чемпионате — и судьи порой спорные решения принимали, и соперники бились изо всех сил, но мы побеждали, причём с большим отрывом. Поэтому я бы не стал сейчас искать оправдания, кивать на погоду, регламент и прочее. Что случилось, то случилось; и никто, кроме нас самих, в этом не виноват.
— Ещё в первом тайме, когда вы вели 17:0 и «Локо» остался в меньшинстве, Александр Юрьевич выскочил к самой бровке и очень жёстко высказался о происходящем, хотя до этого был в общем-то спокоен, матч шёл полностью под вашим контролем. Неужели он почувствовал уже тогда, что ситуация меняется и игра может сломаться?
— Александр Юрьевич феноменальный на самом деле человек. Он очень опытный и действительно предчувствует такие моменты. В перерыве мы говорили о том, что нельзя останавливаться. Нужно придерживаться плана и работать в том же самом ритме. Но одно дело говорить, а в подкорке всё равно сидело, думаю, у всех. Видели же, что соперник играет гораздо хуже. Отрыв вполне приличный, и вот дали слабину, где-то остановились, успокоились, а «Локо» выскочил из засады и застал врасплох. Я даже считаю, что в такой ситуации можно поверить в судьбу: шесть лет побед, в последние годы — очень уверенных. А здесь такой сложный полуфинал, и финал, который поначалу складывался чересчур хорошо: доминировали, попытки красивые заносили. Что Рамиль с Никитой Чурашовым сотворили — это же космос просто. И всё это вместе нас расслабило. Думаю, что это проверка судьбы. Так ли мы сильны характером и духом, как считаем, или вся эта ситуация нас подломит? Вот и узнаем ответ в следующем сезоне.
Сейчас, когда прошло несколько дней, у меня такой настрой, что мы должны, просто обязаны доказать всем, что мы сильнее всех. И самим себе тоже. К нам после матча зашёл исполняющий обязанности губернатора Михаил Михайлович Котюков. И он слова сказал очень правильные — дескать, не надо снимать серебряные медали, игра была прекрасной с обеих сторон все сто минут. Об этих наградах абсолютное большинство отечественных регбистов могут только мечтать. Я вот это обдумывал и понимаю, что всё верно. Но дело в том, что мы уже приучились к золоту и серебро теперь для нас — шаг назад. Мы в каком-то смысле стали заложниками своих результатов. Даже чисто математически невозможно всегда побеждать, всё равно произойдёт ситуация, когда всё сложится не в твою пользу. И считаю, что это случилось вовремя. Надо перезагрузиться и начать всё сначала. Отстоять титул всегда сложнее, чем завоевать, мы это не понаслышке знаем, всё проходили — посмотрим, как у «Локомотива» это получится.
На своём месте
— Когда вас награждали серебряными медалями, большинство зрителей не ушли с трибун и скандировали: «Енисей!» У победы всегда много отцов, а вот поражение нередко — сирота. Что почувствовали в тот момент, когда увидели, сколько людей искренне за вас переживают и поддерживают в тяжёлые минуты.
— У нас потрясающие болельщики, и это не просто слова. Я, когда пересматривал финал, в очередной раз в этом убедился. Играли с «Енисеем» в еврокубках на прекрасных и огромных стадионах, на Кубке мира со сборной на матче открытия с Японией столько народу собралось, глаза разбегались от такого масштаба. Но на «Авангарде» особая атмосфера, наша арена для меня лучшая на планете. И когда люди не ушли, поддерживали. То, что я тогда чувствовал, никакими словами не описать. Они остались с нами после того, как мы оступились. Продолжают верить в команду. И после матча многие звонили и писали со словами поддержки. Понятно, для чего мы все играем: для побед, для титулов, само собой. И когда поднимаешь трофей над головой — это эйфория. Понимаешь, для чего ты пот на тренировках проливаешь, для чего оставляешь все силы и здоровье в регби. Но главное — мы играем для них, для зрителей. И когда я увидел слёзы наших болельщиков, мне не по себе стало. У нас сейчас серьёзный такой должок и перед людьми, которые за нас болеют, и перед нашими семьями, и перед собственной совестью.
Да и команда у нас очень дружная. У меня много друзей-товарищей регбистов, и не только из России. Даже те, кто поиграл здесь год-два, говорят, что в «Енисее» лучший коллектив. Редко встретишь в профессиональном клубе, чтобы люди настолько близко общались, дружили семьями. Мы и в выходные собираемся вместе с жёнами, с детьми, с подругами. Можем поехать на базу отдыха или в пейнтбол поиграть, не устаём друг от друга, мы на самом деле одна большая семья. И наши болельщики — важнейшая её часть. Мы безумно им благодарны за поддержку.
— Каково быть капитаном в такой команде-семье?
— Это огромная честь. Я родился по соседству со стадионом и вырос на нём. И вдруг стал капитаном. Мечтал об этом, но даже не думал, что такое возможно. Невероятная ответственность и гордость. Первое время не всегда справлялся с эмоциями, но сейчас вполне хорошо себя чувствую в этой роли.
Я на самом «Авангарде» с самого раннего детства. Футболом здесь занимался, на каток ходил, а лет в четырнадцать решил попробовать себя в регби — и как-то сразу закрутилось. Через несколько месяцев выиграли чемпионат края, первые детско-юношеские медали очень эмоциональные. Потом в дубль попал, ездил в аренду в Новокузнецк, за молодёжную сборную участвовал в международных соревнованиях. И всё это мне очень нравилось, почувствовал, что нахожусь на своём месте.
Регби вообще потрясающий вид спорта, у нас 15 человек на поле должны работать как единое целое. И сейчас так душа радуется, когда видишь, что на «Авангарде» с утра до вечера детишки тренируются. Причём даже самые маленькие. А на выходных яблоку негде упасть, регулярно соревнования детские проводятся. Регби заслуживает быть популярным. За прошедшие годы многое поменялось — по федеральным каналам стали показывать, и есть понимание, что нельзя играть спустя рукава, когда на тебя смотрят не только друзья и родственники, а тысячи людей. И думаю, что это только начало.