Главный тренер казанской «Стрелы» в интервью «Реальному Времени» подвёл итоги первой части сезона.
— Перед началом нынешнего сезона в клубе сложилась непростая ситуация. Начать с того, что пять-шесть игроков присоединились к команде буквально за пять-шесть дней до старта чемпионата, много иностранцев, новых россиян. Вспоминая это, я могу оценить итоги первой половины чемпионата как положительные, поскольку, если бы мне кто-то сказал, что мы будем занимать третье место, я бы рассмеялся. Оценивая свои силы объективно, мы предполагали, что место в шестерке уже будет хорошим результатом. И рассуждая стратегически, мы предполагали, что начало может быть похуже, зато к концовке первой части сезона мы накатим, но получилось с точностью наоборот. Почему? Тут надо говорить об объективно небольшом составе команды, отсутствии полноценной глубины. Большинство регбистов отыграли все матчи до звонка до звонка, надо отдать им должное, как и за то, что в коллективе был высокий командный дух, и определенный спад произошел только на фоне накопившейся усталости, когда у нас объективно закончился бензин. Где-то нам сопутствовала удача, поскольку удалось избежать травм.
– В данном случае я говорил о везении в каких-то отдельных матчах. Речь идет о, скажем так, непредсказуемых отскоках мяча, которые в матчах прошлого сезона зачастую были не в нашу пользу, а в нынешнем нам объективно везло с ними. Возвращаясь к тому, что мы не смогли провести ни одного полноценного сбора в этом составе, на руководящем уровне было принято менеджерское решение: не давить на игроков. В прошлом году они в какой-то момент попали под такое давление, и это сыграло не в лучшую сторону. А сейчас решили сыграть на «изи», на неком расслабоне, и это, в том числе, позволило поймать кураж, и выдать выдающуюся серию из пяти побед подряд в середине сезона.
– Тем более на этом фоне неприятен проигрыш московскому «Динамо», дебютировавшему в чемпионате России, с точно такими же проблемами, как у «Стрелы», с несыгранностью наспех собранного состава. А вы им уступили, да еще дома.
– Не меньше радует и вызов сразу пятерых человек в молодежную сборную…
– При этом Денисов и Петрушинин — это воспитанники казанского регби, Арсений Петрушинин представляет известную регбийную династию. Суксов у нас в аренде, Фомина мы взяли из Красноярска, Артеменко забрали из Краснодара. Фомин был очень близок к попаданию в основной состав, но помешали травмы. При этом он очень молод для своей игровой позиции, но своими действиями на поле Фомин заставляет забывать о своем юном возрасте, настолько зрело он действует. Петрушинин уже приносит результат в основной команде, входит в число лучших на своей позиции среди сверстников. Денисов раза два уже попадал в стартовый состав, отметился результативной попыткой, как и Петрушинин. Артеменко надо отдать должное в том, что он в интересах команды поменял свою игровую позицию, перейдя с места левого столба направо. У Суксова сильные конкуренты по позиции в команде, но видно, как парень растет и прогрессирует. В итоге Артеменко, Петрушинин и Фомин участвовали в первенстве Европы и завоевали бронзу в составе сборной России.
— В основном все легионеры «Стрелы» из ЮАР. Вы продолжаете следить за местным чемпионатом?
— Да, это мне интересно как специалисту и полезно как тренеру. Я знаю местный рынок, выходцы из которого востребованы в России. Только надо очень тщательно подходить к итоговому выбору, поскольку одновременно на поле не может быть более шести иностранцев, значит, каждый из них должен быть сильнее местного. Собственный взгляд плюс агенты, бывшие игроки, у меня широкий круг общения, который позволяет составить мнение о потенциальной кандидатуре. Помимо того, в Россию проще привезти на просмотр южноафриканца, чем, допустим, грузина. Между нашими странами безвизовый режим, можно привезти потенциального кандидата на 3 месяца, спокойно посмотреть его в деле. С Грузией у нас визовый режим, и в нынешние ковидные времена это вызывает дополнительные сложности. Мы уже столкнулись с одним из игроков нашей команды, когда его приезд был похож на приключение. В самый разгар пандемии, границы еще толком не открыли, наш спортивный директор нашел игрока с российским паспортом, не заигранным за сборную Грузии (речь идет о Нике Казаликашвили), это была просто находка для нас. Проблема встала в полный рост, когда мы задумались, как привезти спортсмена из Франции. Прямого сообщения не было. В итоге он вначале ехал на поезде до Парижа, далее полетел в Кишинев, оттуда в Минск. Тут в дело вступило регбийное братство, поскольку местные регбисты его встретили, покормили, привезли на машине к границе с Россией, там другие регбисты встретили, привезли в Смоленск, откуда он на поезде приехал в Москву и прилетел в Казань. С южноафриканцем были проблемы, когда его не сажали в самолет, хотя у него были виза и все необходимые документы. А их оформление это тоже продвижение по определенной цепочке: вначале идет запрос в федерацию, оттуда письмо в Минспорта России, затем погранслужба, ФСБ и так далее. Но тут турки встали в позу: не пустим в самолет, и все. Наш спортивный директор взял телефон, общался с турками, клялся, божился, они ему не верили. В итоге посадили, он прилетел в Казань, поспал ночь, и с утра выехал на автобусе в поездку на тур по семерке.
Полное интервью читайте по ссылке.