Появление нападающего второй линии Джеймса Дауна в составе пензенского «Локомотива» стало заметным событием для всего российского регби: ещё никогда игроки из Уэльса не выступали за наши клубы.
Сам валлийский гигант, проведший более 130 матчей за «Кардифф блюз», похоже, рад новому опыту и новой среде обитания:
— Все, с кем мне довелось общаться в Пензе после приезда, были очень дружелюбны, — говорит Джеймс. — Благодаря им я сумел преодолеть трудности, связанные с языковым барьером, они помогли мне обустроиться, познакомили с городом, ребята в команде оказали помощь в процессе тренировок. А Пенза мне очень понравилась: красиво, зелено, чудесная река. Сам город больше, чем Кардифф, где население около трехсот тысяч человек, а у вас более шестисот. При этом Кардифф для Уэльса считается большим городом, а Пенза для России не очень велика.
Одна из главных трудностей для нового игрока «Локомотива» — языковой барьер, но он полон готовности его преодолевать:
— Я каждый день узнаю новые слова, и это хорошо. Часто пользуюсь Гугл-переводчиком, что помогает мне во многих ситуациях. Кроме того, стараюсь прислушиваться к русской речи во время тренировок и в обычных жизненных ситуациях: всегда проще учиться языку, когда ты слышишь его постоянно вокруг себя. Конечно, говорить пока не могу, но всё больше и больше улавливаю смысл.
Запомнился маленький эпизод во время подготовки к матчу против «Богатырей»: при разборе видеофрагментов тренер нападающих Давид Гургенадзе употребил слово «быстро», и Джеймс немедленно уточнил: «Bystro – quickly?»
— Конечно, те слова, которые связаны с тренировочным процессом, с игрой, с взаимодействием между партнерами на поле, усваиваются лучше всего, — улыбается Джеймс. — Так что они были первыми. Для меня это очень важно, потому что хочу находить максимальное взаимопонимание во время матча.
— Всё ли понятно из того, что говорит главный тренер команды?
— У Александра Янюшкина очень хороший английский, но в процессе тренировочной работы он использует и видеофрагменты, и язык тела, так что часто я понимаю, о чем именно идёт речь, даже когда он говорит по-русски. При этом он всегда находит время, чтобы отдельно объяснить мне отдельные моменты на английском, и должен убедиться в том, что я всё понял правильно.
— Судя по тому, что доводилось видеть на тренировках, постепенно налаживается контакт и с другими игроками?
— Конечно, и в первую очередь это Руди ван Ройен и Шон Карри. Очень хорошо знает английский Виктор Гресев. Ну и вообще многие парни стараются говорить со мной по-английски, потому что хотят выучить этот язык, а я хочу освоить русский. Так что помогаем друг другу, и это хорошо.
— Есть ли уже какое-то впечатление от российского регби?
— Получилось так, что я пока сыграл против двух очень разных команд: сначала пятнадцать минут с действующими чемпионами, а потом полный матч с аутсайдерами. Но главное, что «Локомотив» оба раза победил. Очень надеюсь, что нам удастся выиграть и последние два матча регулярного чемпионата, чтобы остаться непобеждёнными. Конечно, если говорить про общие впечатления, то в Великобритании темп игры более высокий. Но у многих игроков в российском чемпионате я увидел отличные навыки, они умеют класть красивые попытки. Надеюсь, что Россия будет и дальше развиваться как регбийная страна.
— Ты вообще веришь, что находишься сейчас в России и играешь здесь?
— Вообще, иногда не совсем. Но все же благодаря многим обстоятельствам уже чувствую себя в Пензе по-домашнему. Не в последнюю очередь из-за того, что живу не в гостиничном номере, а в квартире. Постепенно узнаю город, мне нравится по нему гулять. Огромное спасибо Евгении Бочкаревой, призеру Олимпиады в Атланте, которая вместе со своей старшей дочерью вызывалась показать мне Пензу. Было очень интересно общаться с ней как со спортсменкой мирового уровня и тренером по гимнастике.
— Пензенцы часто узнают тебя на улицах?
— Да, иногда люди обращают на меня внимание – наверное, потому что я такой большой и высокий (201 см, 121 кг). Может быть, что-то в моей внешности выдаёт иностранца. Но да, узнают, периодически я слышу: «О, Джеймс Даун, Джеймс Даун!!». Машут рукой, предлагают сфотографироваться. Хотя, конечно, здесь важнее всего, что люди видят во мне часть команды, за которую они болеют. На двух играх, в которых я участвовал, болельщики прекрасно поддерживали нас, они создавали замечательную атмосферу.
— Чего сейчас не хватает больше всего?
— Конечно, скучаю по семье. Но благодаря современным технологиям мы всегда на связи. Не был уверен, что быстро привыкну к еде, однако сейчас уже знаю, куда пойти, чтобы поесть или купить продукты, так что сейчас мне всё нравится.