Видео с монологом арбитра Георгия Коппа в матче турнира «Лига Ставок – Чемпионата России по регби» между «Красным Яром» и «Локомотивом», где он собрал вокруг себя разгоряченных игроков и попросил действовать по правилам, стало популярным на просторах интернета буквально за один день.
Обстоятельная и подчеркнуто вежливая речь Коппа, на котором до игры закрепили микрофон, попала в эфир: «Мы сыграли 6 минут, у нас каждая схватка вызывает проблемы. Пожалуйста, я призываю вас соблюдать правила, чтобы мне не пришлось наказывать. Спасибо большое».
Коппу нет 40, но его стаж – уже 20 лет; а в 2018-м его признали лучшим судьей страны. Он относится к судейству не как к работе или хобби, а как к части жизни, почти миссии. Ниже – монолог Георгия Коппа корреспонденту портала Sports.ru Вячеславу Самбуру о ценностях и культуре уважения в регби.
– Я не держал в уме, что на мне микрофон и мои слова идут в эфир. О микрофоне помнишь минут за пять до игры, но после первого удара абсолютно забываешь. Коллеги, которые знают мою манеру общения с игроками, могут подтвердить: я всегда стараюсь разговаривать именно так.
В первую очередь должно присутствовать уважение; считаю непозволительным обращаться к спортсменам на ты, даже если они намного младше. Эти ребята заслуживают полного уважения с моей стороны – хотя бы потому, что вид спорта тяжелейший, я тоже играл и понимаю. С другой стороны, жду такого же отношения к себе: если игрок пытается говорить со мной на ты – обязательно поправляю.
Сам эпизод, когда все произошло, чисто технический: начало матча, в каждом построении, при каждом вводе мяча у нас возникали проблемы – и мне это поднадоело. Вообще, это известная схема, определенная игра между ребятами с первой линии и судьей: судья встает с одной стороны схватки, а с обратной игроки что-то придумывают. Потом судья меняет сторону, хитрости начинаются на противоположной.
Ни капли не страшно, когда тебя так обступают огромные регбисты. Это самый высокий уровень в стране, много игроков сборной – они прекрасно понимают степень уважения к судье. Конечно, зачастую парни выглядят устрашающе, но в большинстве это добрейшие люди – у нас не может быть ничего личного.
Зато все на поле знают: после такого разговора я могу спокойно показывать желтую карточку любому и буду прав, потому что последнее предупреждение сделано.
У меня есть определенная методика, направленная на погашение излишней агрессии. Когда происходит высокий или грубый захват – команды молниеносно вспыхивают. Серьезных драк я не видел давно, но стычки, легкие потасовки возникают периодически. В таких эпизодах важная роль отводится судье, который сразу же должен погасить страсти.
Один из инструментов – беседа в медленном темпе, спокойным голосом, с обрисовыванием ситуации со всех сторон. Крик в этот момент не подействует – ребята в эмоциях, в пылу, они просто не поймут, что ты хочешь донести. Иногда можно кричать человеку что угодно, но по глазам видно: он весь в игре и не воспринимает информацию. Поэтому задача – максимально затянуть время, чтобы команды успокоились и стали слушать.
К этому методу я пришел через пробы и ошибки. Стаж большой – сужу с 2000 года, тогда мне было 18. За это время случалось много разного в карьере: и орали, и называли по-всякому – через все прошел. Наверное, количество часов в поле со свистком помогли выработать свой подход.
Регби – английская игра, и вся культура уважения – к партнерам, соперникам, персоналу – идет оттуда. Традиции закладываются в основном на третьем тайме – красивый ритуал после игры.
Закончился матч, игроки и судьи помылись, вышли из раздевалок (на топ-уровне – обязательно в рубашках и галстуках), собрались в конференц-зале или баре местной команды, если мы говорим про Англию. Накрывается стол, подают закуски, пиво – и идет обсуждение матча между соперниками, судьями и всеми причастными. Можно подойти к сопернику: ну ты вообще, крутой захват сделал, в следующий раз я тебе тоже засажу – и все это по-доброму, душевно.
Получается, 80 минут игры позади, обиды, злость вышли – и потом официальное мероприятие примерно на час, куда все обязаны прийти. Это дань уважения принимающей команде, да и просто самим приятно: ты приехал бог знает куда, сыграл, а потом тебя покормили, кружку пива налили, полечили, пообщались, разошлись на хорошей ноте. Через такую традицию уважение очень прививается.
В России это принято не во всех регионах – не у каждого клуба есть финансовая возможность, но у нас в Зеленограде это практикуется и на детском уровне: чаепитие и пиццу мы всегда организуем.
Сама традиция – одна из главнейших в регби, некоторые даже приходят в игру ради нее. Хорошее мероприятие для любителей: после трудной рабочей недели в пятницу потолкался, попихался, потом с фингалом под глазом выпил с соперником по кружке – в этом кайф.
В регби нет фальши. Это предельно контактный спорт, в котором каждый должен обладать смелостью и в каком-то смысле честностью. Это закладывается с детства: вы стукнулись на поле, кто-то валяется, всем больно – но тренер подойдет, посмотрит, потрет. И все, беги дальше. В регби никому не позволяют сопли жевать – всегда поощряется мужественность.
Другой важный момент – сплочение команды, за это отвечает тренер. Сколько помню, мы в любых заварушках и драчках были друг за друга. Порой у игроков может проседать техника, но командный дух есть всегда. Во многом за счет него можно выигрывать серьезные матчи – чувство плеча иногда позволяет творить чудеса. В детстве на это идет акцент: вы один коллектив, вместе побеждаете и проигрываете.
Для меня судейство – продолжение карьеры спортсмена. Ты остаешься в игре, причем абсолютно в такой же, а иногда и выше по уровню: не все игроки доходят до финала чемпионата страны, а судья может дорасти.
Это важная часть жизни. Даже если бы я захотел, бросить тяжело: сейчас не только сужу, но и помогаю начинающим, консультирую. Возможно, миссия – слишком пафосное слово, но это уже точно больше, чем хобби или привычка.
У меня был учитель – Владимир Аненков, царство небесное. Он возглавлял судейский корпус СССР, потом России, персонально работал со мной, помогал, поддерживал, разбирал игры. Иногда тянул за шкварник, когда я упирался изо всех сил.
Я очень близок к продолжению его дела: он был судьей Всесоюзной категории, я признан лучшим судьей России в 2018-м – вижу в этом символизм. И чувствую ответственность за этот судейский флаг. Никаких личных амбиций – в России по судейству я уже достиг максимума, теперь хочется просто помочь, поработать на благо.
Фото Андрея Демина