Председатель Высшего совета Федерации регби России Игорь Артемьев дал обстоятельное интервью порталу Rugger.info, где рассказал о национальных сборных, внутреннем чемпионате, детях, деньгах и не только.
— Игорь Юрьевич, июнь наверняка прошёл для Вас на позитивной ноте на фоне выступления национальных команд в чемпионате Европы по регби-7 и отборе к Олимпиаде.
— Выход наших девушек на Олимпиаду – это историческое событие, они действительно вписали свои имена в летопись успехов российского и мирового спорта, олимпийского движения. Причём, несмотря на кажущуюся легкость – это было непросто, ведь над командой довлела ответственность за результат. Мне кажется сейчас мы видим лучшую женскую сборную России по регби-7 в истории и это дает надежду, что в Токио мы попадем в призы. У нас сильные соперники, но ковид внёс коррективы в подготовку всех команд, долго не было турниров, мы не знаем в каком они состоянии и многое будет зависеть от нас самих. «Европу» девчонки прошли мощно, ровно, уверенно и красиво – в общем, большие молодцы.
Что касается парней, то здесь Александр Янюшкин фактически строит новую команду с нуля. За такое короткое время ему удалось главное – создать и сплотить коллектив, а на всё остальное нужно время. «Бронза» — это объективно то место, на которое мы могли претендовать и это хороший результат. Жаль, что не справились с Литвой в домашнем полуфинале, но ничего страшного.
Хочу поблагодарить всех, кто причастен к этому успеху – тренеров, игроков, менеджеров, врачей. Конечно, Москву и власти города, которые несмотря на сложную обстановку с новой волной активности коронавируса провели турнир на высшем уровне.
— На сборах в Аликанте к сборной России по регби присоединились два потенциальных дебютанта из Франции – это игроки с русскими корнями, которые молоды, но уже опытны и прошли великолепную школу. До этого в сборной дебютировал еще один француз — Люк Брока. Федерация планирует и дальше продолжать кампанию по натурализации спортсменов?
— Нам было важно запустить эту работу системно. Чтобы мы знали и умели это делать, учитывали юридические тонкости и многие другие нюансы. Гнаться за количеством не нужно. Гнаться нужно за качеством. Нужно чтобы игроки были не просто хорошими спортсменами, но были связаны с Россией, любили страну, понимали, что их последующая спортивная жизнь будет связана с Россией. Когда нам удаётся находить таких ребят – это большой успех. Но приоритет всё равно направлен на развитие детско-юношеского регби внутри страны.
Мы уделяем много времени молодежи и делаем последовательные шаги в развитии этого направления. Впервые за многие годы состоялся чемпионат дублей с возрастным цензом, созданы женские и мужские команды при академиях, а годом раньше мы ввели должности федеральных тренеров по внутреннему резерву. Да, всё это требует расходов, и мы иногда отрываем финансирование от других направлений, но без детей у нас нет будущего. Мы не ждём результата в краткосрочной перспективе – это работа в долгую и придёт время собирать камни. Сегодня многие критикуют нашу футбольную сборную за игру на Евро, я не отношусь к числу хулителей, но всё же понимаю, что тот результат, который получился, это следствие в том числе провалов на детском уровне и мы хотим таких ошибок в будущем избежать.
— Вы заговорили о финансах. Понятно, что пандемия мощно ударила по всему мировому спорту без исключения. Как проходит сложный период Федерация, насколько велики финансовые потери и была ли корректировка планов?
— Не будет преувеличением сказать, что в последние годы мы набрали сумасшедший темп. Кратно увеличилось финансирование регби, открылись новые клубы, академии, детские секции в школах. Теперь наша задача не наращивать темп, а удержать его. Сформирован некий скелет, структура, и её нужно выдерживать. Мы, как и все, несём потери, но к счастью, 95% спонсоров несмотря на все трудности остались с нами и бюджет Федерации удалось сохранить на уровне 2020 года – в этом вопросе у нас всё стабильно. Без учёта клубов это примерно один миллиард рублей.
Так что 2021-й и 2022-й годы вижу, как период для закрепления и формирования устойчивости, но это не значит, что мы не будем двигаться вперед. Принято решение, по которому 10% от каждого поступления откладывается в резерв бюджета. Эти средства помогают нам точечно развивать разные направления. Поэтому да, новых широких программ мы инициировать не намерены, но в рамках текущих задач безусловно хотим и будем расти.
Работа планируется всерьез и надолго, отсюда и ставка на детей. Отсюда и слова сердечной благодарности всем компаниям и предпринимателям, которые продолжают нас поддерживать. Наши спонсоры не покинули нас, как это произошло во многих других федерациях, потому что, как мне кажется, мы сумели искренне влюбить их в регби, потому что они прониклись духом этой игры, и она им нравится.
— Если Федерация сохранила свои позиции, то нельзя сказать этого о всех клубах. К сожалению, таганрогская «Булава» и краснодарские «Богатыри» не смогли доиграть переходный сезон и поэтому не состоялось запланированное увеличение числа команд в чемпионате. У Вас нет опасений, что такие ситуации могут повториться?
— Что касается клубов, то у нас, к сожалению, далеко не везде управляющие ими люди умеют работать с финансами. Они не закладывают риски, формируют дефицитные бюджеты и ждут какой-то манны небесной. Отсюда и были все проблемы – от неграмотного управления. Сейчас мы меняем эту ситуацию, во-первых, обучаем людей, во-вторых, выдвигаем жесткие требования. Ни один нормальный военачальник без резерва не воюет, так и с финансистами. Необходимо исходить из консервативной ситуации и полагаться на те средства, которые реально есть, и что больше ничего не будет. Очень важно, чтобы генеральные директоры клубов это понимали и тогда упомянутые Вами ситуации вряд ли повторятся.
Кроме того, с текущего сезона мы ввели процедуру лицензирования клубов, которой раньше, по какой-то причине не было. Я считаю, что требования, которые мы утвердили – это минимальный набор, необходимый каждому клубу, имеющему профессиональный статус. Сейчас мы знаем какая ситуация в каждом клубе, какая ситуация с материально-технической базой, у нас есть четкое понимание кто и что может. Федерация в контакте с клубными спонсорами и губернаторами. В разных регионах ситуация разная, но процедура лицензирования — это не вариант цензуры или протекционизма, напротив – это гарантия стабильности. Пожар всегда легче предотвратить, чем потушить. Нужно рационально планировать бюджеты, вводить нормирование затрат, закладывать резерв и тогда всё будет хорошо.
— Переходной чемпионат на систему осень-весна завершён и совсем скоро стартует новый сезон, чего Вы ждёте от турнира и какие ставите задачи перед организаторами?
— Повторюсь – нам нужна стабильность. Я безусловно хотел бы, чтобы чемпионат, который уже полноценно пройдёт в два круга, получился не менее интересным, чем предыдущий. Чтобы была пламенная борьба и реальная конкуренция – это то, что обеспечивает нам рост популярности и аудитории болельщиков. Неважно кто победит. Важно, чтобы росли игроки, чтобы было зрелище. Мы качественно проведём и семерку, и пляжку, и снежку. В этом году впервые состоялся чемпионат по женскому регби-15, хотя многие говорили, что это ерунда и пустая трата времени, но он получился, хотя мы только в начале пути. Я уверен, что нас ждёт крайне интересный год и уверен, что болельщикам будет на что посмотреть.