Менеджер ФРР по развитию детско-юношеского регби в интервью Rugger.info рассказал о перспективах ДЮСШ, кадровых проблемах, несоответствии юниоров должному уровню, вере в тэг-регби и многом другом.
– Если сравнивать цифры, которые вы озвучивали на Высшем Совете ФРР, с предыдущими годами, можно ли смело утверждать, что в детско-юношеском секторе наблюдается заметный прирост команд и занимающихся регби?
– Если сравнивать эти цифры с годом пандемии, то у нас безусловный прирост по количеству проведенных детско-юношеских соревнований. За время отсутствия турниров, в связи с карантинными мерами, все, конечно, соскучились по играм, поэтому на 2021-й год стояла задача провести как можно большее количество детско-юношеских соревнований разного уровня в различных городах и регионах. Думаю, с этой задачей мы справились. Да, несколько турниров, к сожалению, не состоялись, но будем над этим работать и постараемся исправить в будущем. Касательно увеличения количества команд участвующих в турнирах, то здесь тоже твёрдое да. Благодаря открытию новых отделений регби по всей стране, у нас станет ещё больше как команд, так и занимающихся нашим видом спорта. Также отмечу, что благодаря центрам ответственности, академиям «Юг», «Центр» и «Сибирь», поддержке Федерации регби Республики Татарстан, полном взаимопонимании спортивного и регионального департаментов, Федерации регби России удалось провести столь большое количество турниров. Что немаловажно, теперь эти соревнования прошли под контролем ФРР, так как ранее региональные Федерации сами решали проводить им подобные мероприятия или нет, и эта работа в определённой степени была хаотичной. Теперь этот момент упорядочен.
– Во многих ведущих регбийных странах планеты, детские соревнования проводятся в формате фестивалей без счёта на табло, где главная задача тренеров – научить играть в регби, а не результат. Какой путь в этом плане выбрала Россия?
– Россия выбрала другой путь, когда есть счёт на табло, победы и поражения команд, турнирное положение, призёры соревнований и проигравшие. Заданный вами вопрос всегда был дискуссионным, особенно в свете того, до какого возраста детские турниры должны проводиться без счёта на табло, где все команды победители и нет проигравших. Моё мнение, что самые младшие возрастные группы как раз должны играть в формате фестивалей по тэг-регби. Но как я уже сказал выше, Россия выбрала путь по которому во всех видах спорта у нас есть соревновательные моменты, а значит есть победители и проигравшие турниров.
– Продолжая тему развития детского регби в ведущих мировых странах, ни для кого не секрет, что там тэг-регби — это школьная секция. Как обстоят дела с внедрением регби в школьную программу?
– Внедрением регби в школьную программу и развитием тэг-регби занимается методический центр Павла Беккера и отмечу, что в этом направлении уже выполнен большой пласт работы. Школьная регбийная лига функционирует пока не во всех регионах страны, но активная работа в этом направлении ведётся и думаю в течении 2-3 лет мы увидим её положительные результаты.
– Не могу не спросить о кадрах. Существует ли нехватка детско-юношеских тренеров? Если да, то с какими факторами она связана?
– Безусловно, такая проблема существует и я это связываю с достаточно низкой заработной платой тренеров, берущих на себя ответственность за подготовку начинающих регбистов. Но здесь также присутствует нехватка именно квалифицированных, высококлассных специалистов в детско-юношеских секциях. Мы знаем об этой проблеме и стремимся её решить путём привлечения кураторов по работе с тренерами. Такие кураторы, на мой взгляд, должны быть сотрудниками Федерации регби России и находиться в постоянном контакте с тренерскими кадрами. Надеюсь, в ближайшее время мы найдём подходящие кандидатуры и со следующего года начнём решение этого вопроса, который обсуждается уже достаточно давно.
– Ещё один важный вопрос — это слабая осведомлённость людей о регби. Например, многие молодые родители убеждены в том, что это жестокий и грубый вид спорта, в который они не хотят отдавать своего ребёнка. Как с этим бороться?
– Осведомлённость людей о нашем виде спорта стала намного выше. Очень многие теперь знают, что такое регби и, конечно, большую в этом роль играют трансляции в интернете и на телевидении, работа нашей пресс-службы. Поэтому, скажу честно, даже не слышал о том, чтобы родители не хотели отдавать ребёнка в жестокий и грубый вид спорта, так как он таковым не является. Соглашусь, что регби местами жёсткий и, безусловно, мужественный, но точно не жестокий и грубый. В любом случае, мы боремся со стереотипами и люди, которые в будущем познакомятся с регби, поймут философию и принципы этого вида спорта, смогут проникнуться его идеями и духом.
– А как быть вообще с открытием новых ДЮСШ по стране. Например, стоит цель открыть ДЮСШ по регби в условном Тобольске. С какими проблемами вы сталкиваетесь? Бывает ли такое, что у властей какого-то населённого пункта есть полное непонимание, зачем им регби в городе?
– В 2021 году мы открыли одиннадцать новых отделений ДЮСШ и стоит большая стратегическая цель продолжать эту работу. Больших проблем в этом вопросе не испытываем. Благодаря слаженной работе Федерации регби России и помощи департамента регионального развития, мы успешно движемся в этом направлении.
– Главный тренер по резерву Сергей Лыско посетовал, что к 17-18 годам многие российские регбисты не дотягивают до нужного уровня ни с точки зрения игры, ни с точки зрения физических кондиций. Как это исправить?
– Наши юноши и юниоры, возможно, к 17-ти годам в какой-то степени не соответствуют требованиям, которые предъявляются сборной, но в любом случае уровень этих игроков определённо вырос за последние 2-3 года. Это я вам открыто говорю, как постоянный зритель детско-юношеских турниров. Как ещё больше повысить их уровень? Тут секрета нет, только работа с тренерским составом. И, конечно, для этого мы уже внесли коррективы в федеральные стандарты спортивной подготовки. Надеюсь, эти изменения будут утверждены Министерством спорта Российской Федерации и тогда, благодаря новым рекомендациям, вкупе с регулярными соревнованиями и улучшенными тренерскими методиками работы, мы повысим уровень наших юных спортсменов.
– Несомненным плюсом стало увеличение количества межрегиональных турниров. Однако чтобы расти и развиваться российским регбистам и регбисткам уже с юного возраста нужно пробовать себя на фоне заграничных соперников. До пандемии «Енисей» регулярно возил своих юношей на турнир в Японию. Есть ли планы по организации или выездов для ДЮСШ на международные соревнования?
– На «Неделе регби» я как раз перед коллегами озвучивал эту информацию. Речь не только об юношах «Енисея-СТМ», имеющих опыт выступления в Японии, ведь ещё раньше была практика, когда южноафриканские и грузинские команды приезжали в Россию, где играли с нашими лучшими ДЮСШ. Надеюсь, что в ближайшее время пандемия отступит и мы сможем приглашать зарубежные команды хорошего уровня для проведения тест-матчей. Это будет отличная практика и награда для наших ребят за успешные выступления на всероссийских соревнованиях. Проект прорабатывается и, повторюсь, если пандемия отступит, то в 2022-м году мы сможем его реализовать.
– На заседании Высшего Совета, директор по региональному развитию Глеб Бабкин сказал, что далеко не во всех регионах ДЮСШ функционируют максимально эффективно. Почему так? Как это изменить в лучшую сторону?
– Ответ достаточно очевиден. В некоторых регионах есть команда или даже две, которые не выезжают на соревнования. Где-то это финансовые причины, где-то человеческий фактор. Конечно, мы стараемся таким регионам помогать и решать сложившиеся проблемы. Уверен, что только через совместную работу нам удастся преодолеть трудности и ДЮСШ в регионах заработают эффективно.