6-го марта сборной России предстоит вступить в борьбу за право поехать на Кубок мира-2023 во Франции. Главный тренер национальной команды рассказал пресс-службе ФРР о том, что необходимо сделать для достижения этой цели.
— Насколько полезна была игра против сборной Грузии, которая состоялась седьмого февраля в Тбилиси?
— Для начала, и наш товарищеский матч против сборной российских клубов был исключительно важен. Он дал нам больше глубины состава и позволил его омолодить. Мы все знали, что игра против Грузии не будет иметь турнирного значения, но знали и про крайне важную игру 20 марта. И мы проверяли новую тактику, новых игроков и новые связи. 0:0 по итогам первого тайма – это было то, на что мы надеялись. У Грузии хорошая команда и сильные нападающие, а мы провели предыдущий официальный матч за 11 месяцев до этого, и четыре месяца прошло с того момента, как игроки завершили игры внутреннего чемпионата. Это было идеальное время для того, чтобы начать квалификационные игры на Кубок мира. Ребята выложились на 100 процентов.
— Что думаете о нынешней сборной Румынии?
— Румыны находятся в ситуации, похожей на нашу. Они упустили свои шансы развиваться, пока другие европейские сборные прогрессировали. Но у них опасная команда с очень хорошими игроками, причем некоторые из них выступают во Франции, что дает им высокий уровень развития. У румынского регби, как и у российского, богатая история. Мои друзья в Румынии постоянно напоминают мне о том, что их национальная сборная побеждала Уэльс! Здорово снова сыграть с ним спустя год после матча в Краснодаре.
— Как вы оцениваете работу Карла Хогга и Бориса Станковича, которые влились в ваш тренерский штаб?
— Наше развитие приостановилось более чем на год. 2020-й стал катастрофой. Период после Кубка мира в Японии был трудным: одни игроки, которые там выступали, заканчивали карьеру, другие залечивали травмы. У меня самого были проблемы со здоровьем в течение восьми недель, и это выпало как раз на период Чемпионата Европы. А затем ещё и грянул COVID. В общем, слишком часто молнии били в одну точку. Задача вывести национальную команду на нужный уровень оказалась практически невыполнимой, поэтому декабрьский сбор и игра на «Фиште» были так важны.
Наша задача в том, чтобы пройти квалификацию на Кубок мира-2023 во Франции. Это невероятно сложно. Мы должны ускорить наше развитие, а для этого нужно нанять элитных тренеров по техническим навыкам. Борис тренировал схватку «Leicester Tigers» и ушел в отставку во время пандемии. Карл 15 лет работает с атакующим и оборонительным молом в английской Премьер-лиге. Эти ребята идеально подходят для нас. Это очень хорошие специалисты, которые могут внести свой вклад в культуру русского регби. Они уже существенно повлияли на уверенность и способности игроков.
Надо верить в молодых регбистов, которые попали в сборную. Мы работаем над тем, чтобы лучше сочетать опыт и молодость. Было очень заметно, как молодые ребята, стараясь научиться большему, отдают свою энергию, азарт и энтузиазм. К сожалению, время работает против нас, и мы ничего не можем с этим поделать. Только и остается, что работать усерднее и эффективнее.
— Теперь, когда итоговый результат столь важен, что требуется для его достижения?
— Нам нужно провести десять матчей за 13 месяцев. В течение этого периода мы будем играть хорошо, будем играть плохо, будем выигрывать и проигрывать. Никого не хочу обидеть, но это правда. При этом очень важно будет набирать бонусные очки.
В этом турнире больше нет легких игр. И больше нет команд, которые проигрывают по 40-50 очков. Каждый может победить кого угодно. Да, грузины будут фаворитами: за 11 лет они выиграли чемпионат 10 раз. Но программа развития молодежи до 20 лет в Испании и Португалии за последнее десятилетие уже приносит плоды, и в обоих случаях мы видим отличные команды, играющие в открытое регби. Что же касается Бельгии и Нидерландов, то их плюс в том, что они находятся рядом с Францией, где есть крупнейшая профессиональная лига в мире.
Исторически сложилось так, что за последние десять лет, чтобы финишировать на втором месте в чемпионате Европы, нужно выиграть в среднем 3,5 матча и набрать 16,8 очков (Россия за последние пять лет набирала 12, имея в активе 2,2 победы).
Это означает, что в двух ближайших Чемпионатах Европы нам нужно будет выиграть семь из десяти матчей и набрать 34 очка. Семь побед равны 28 очкам. Остальные шесть требуемых очков могут быть получены благодаря бонусам. А в последние десять лет Россия набрала 14 бонусных баллов при победах в рамках системы, используемой Rugby Europe. И за последние 50 матчей Чемпионата Европы — только три бонуса за волевое поражение!
«Манстер» ежегодно попадает в четвертьфинал евротурниров, потому что в этом клубе знают, что каждый раз нужно зарабатывать бонусные очки. Даже когда проигрываешь. Как уже было сказано, стандарты в чемпионате Европы настолько быстро растут, что все могут и будут побеждать друг друга. Квалификация продлится до последнего тура, который состоится 19 марта 2022 года. И нужно сделать так, чтобы в этот последний уик-энд у нас всё еще оставались шансы.
Описанная задача невероятно сложна. Самая трудная, с которой я когда-либо сталкивался. Но она не невыполнима. Имея план, видение и направление, цели можно достичь. Мы счастливая и оптимистичная команда, и мы очень рады начать это соревнование в качестве «аутсайдеров».
— Насколько велика в команде роль капитана и насколько хорош в этой роли Виктор Гресев?
— Гресев великолепен. Команда испытывает к нему огромное уважение, и сам он по-прежнему играет на неизменно высоком уровне и в клубе, и в сборной. В командном виде спорте лидерство — это все. И моя работа состоит в том, чтобы, вдохновляя, доверяя, обучая вырастить больше молодых людей, способных быть лидерами.
— У вас еще остается возможность экспериментировать с составом?
— Нет. Но мы должны продолжать развитие наших молодых регбистов, проводя с ними интенсивные сборы и доверяя им. В национальных командах U18 и U20 сейчас очень высокие требования, и наша совместная работа с ними только начинается.