Форвард новокузнецкого «Металлурга» дал большое интервью rugger.info о своём переезде в Россию, непростом сезоне и перспективах сборной России.
– Когда начали играть в регби?
– В детстве я занимался единоборствами. Когда только начал учиться в школе, пошел на каратэ. Затем боролся в дзюдо два с половиной года. Уже с детства я был внушительной комплекции. Мой брат же иногда играл в регби в школе и один раз взял меня с собой. Там нас с братом увидел тренер и предложил тренироваться. На следующий день мы уже пошли на занятия, в итоге я с 1999-го года в регби.
– Где успели поиграть в Грузии?
– Сначала был в детской лиге в Кутаиси, играл за команду «Аия». В 2005-м году отправился в столицу, где выступал уже по взрослым за «Локомотиви».
– Как оказались в России?
– В 2011-м году в Грузии сложилась непростая финансовая обстановка, поэтому я решил поехать в другую страну, чтобы помогать своей семье. Выбор пал на Россию, потому что здесь жил мой родной дядя. Я и не думал о продолжении карьеры в регби, просто приехал, по сути, на заработки. Но через полтора месяца в Москве я понял, что не могу бросить спорт. И начал тренироваться в московском «Спартаке-ГМ». Дальше стал капитаном команды, и моя регбийная карьера в России пошла в гору – «Красный Яр», «Кубань», «Енисей-СТМ».
– Вы хорошо говорите по-русски, учили язык еще в Грузии?
– Когда приехал в Россию, я вообще ничего не понимал где-то год-полтора. Потом уже, постоянно практикуясь, язык выучил.
– Правда ли, что вас вызывали в сборную России в 2014-м году?
– Да, было дело, я тогда оказался в расширенном составе команды. Правда, на тот момент у меня не было российского гражданства, его я получил только через четыре года. Хотели сделать раньше, но постоянно были определенные нюансы с документами, поэтому дело так и откладывалось. В расширенный список сборной я попадал несколько раз.
– Вы из тёплой Грузии, а уже несколько лет провели в Сибири, в Красноярске и Новокузнецке…
– Климат в этих городах для меня нормальный, холод не смущает. Так получилось, что было предложение от «Красного Яра» в 2014-м, а затем в 2018 году, а потом уже и «Металлург» на меня вышел. Но мне нравится играть в этих командах.
– Нравится ли вам Новокузнецк?
– Если честно, в «Металлурге» мне нравится отношение к игрокам. Такого нет во многих командах. Оно очень уважительное, никогда у спортсменов нет никаких разногласий с начальством. Что касается города… Да, хороший город, иногда чувствуется, что грязный, но я не жалуюсь.
– У «Металлурга» в этом сезоне есть проблемы в первой линии нападения
– Конечно, очень сложно играть в первой линии практически без замен весь сезон. Понимаешь, что тебе нельзя получить травму, так как если ты выпадешь из состава, будут проблемы. Но из-за этого только больше себя мотивируешь, что нужно доигрывать все эпизоды. Пока, слава Богу, есть здоровье, я могу играть и выдерживать целый матч.
– Как проводите отпуск? Когда команда возобновит тренировки?
– Я поехал к семье в Ростов-на-Дону, здесь у меня жена и дети, поэтому пока отдыхаю дома. Может быть, до конца отпуска ещё куда-то съездим. Некоторые местные ребята уже возобновили тренировки в Новокузнецке, остальные соберутся уже в новом году, будем работать все вместе.
– В российском чемпионате играет немало грузинских игроков. С кем-то поддерживаете дружественные отношения? И часто ли бываете в Грузии?
– Да, со всеми грузинскими регбистами хорошо общаемся, но в отпуске пересекаемся не так часто, всё-таки Россия – очень большая страна. Больше всего дружу, наверное, с Григорием Цнобиладзе, Николозом Сухашвили и Михаилом Ратиашвили. Постоянно созваниваемся друг с другом. В Грузию раньше ездил часто, но вот последние два года из-за всей этой ситуации с ковидом попасть в страну тяжело, границы закрыты.
– Следите ли за выступлением российских и грузинских команд в Суперкубке Европы?
– Если честно, по тому, как начали играть и грузины, и российские коллективы, я думал, что «Блэк Лайон» немного выдвинется вперед. Но всё поменялось, как и в чемпионате России. «Локомотив» обыграл «Блэк Лайон» в Грузии, но уступил дома. Турнир получается очень непредсказуемым.
– Вы в России уже долго, как изменилось регби за это время?
– Если начинать с моего приезда, то изменилось очень многое – уровень чемпионата, отношение к игрокам. Видно, что в России стали уделять больше времени регби. Даже по телевизору раньше не было рекламы, а сейчас и она есть, и трансляции матчей везде доступны. Это здорово.
Узнают вас на улицах в Новокузнецке?
– Да, конечно! Нас, парней из Грузии, часто узнают.
– Как думаете, что нужно сделать сборной России с новым тренером, чтобы сравниться по уровню с Грузией?
– Последнее время в составе российской команды много молодых игроков. Они только начинают строить карьеру на уровне сборной, им нужно набраться опыта. Одно дело играть в молодежной сборной, другое – в основной. Это разные уровни. Думаю, что в течение ближайших нескольких лет при должной работе сборная России вполне сможет на равных бороться с Грузией.