Спортивная школа «Енисея-СТМ» по итогам 2020 года была признана лучшей в России. И с кем говорить об этом успехе, как не с её директором Александром Первухиным, рулевым «тяжёлой машины».
— Спортивная школа на сегодня одно из главных направлений работы клуба, — говорит Александр Юрьевич. — В 2015 году я не случайно выбрал роль именно директора школы, а не директора клуба. Сейчас у нас в распоряжении 38 тренеров. Еженедельно проводим совещания, на которых обсуждаем текущие задачи: участие в ближайших турнирах, комплектацию команд, выделение транспорта. Одна из основных задач – чтобы любые соревнования проходили на высоком уровне со всех точек зрения: врачи, судьи, качество поля, подарки для участников, музыка….
Александр Первухин отмечает, что важной вехой стал 2010 год:
— Тогда-то под крыло клуба и перешла школа, которая до этого была краевой и действовала сама по себе. При этом мы имели всего два отделения – в Большой Мурте и в Сосновоборске. А на сегодня у нас охвачена уже 21 территория края. Они разбиты на четыре группы – Восток, Запад, Центр, Север. За последние пять лет мы открыли три ставки для тренеров, которые работают с девочками, и их уже около сорока.
По мнению Александра Первухина, огромное значение сегодня имеет тэг-регби:
— В Первенстве школьной лиги сейчас задействовано на первых этапах около 240 школ, а в финальной части – по 12 городских и сельских. Причём именно в этой разновидности игры очень активны девочки. Если учесть, что это обычно возраст 12-14 лет, то понятно, что они в эту пору более развиты, чем мальчишки.
Известная строчка «Мальчишки и девчонки, а также их родители» для Первухина не пустой звук. Любая школа сильна сотрудничеством с папами и мамами своих подопечных, и школа «Енисея» не исключение:
— Очень горжусь тем, что четыре года назад мы создали родительский попечительский комитет, главная цель которого – не наблюдать за процессом откуда-то сверху, а участвовать в нем. Эти люди занимаются решением некоторых финансовых вопросов, следят за качеством проведения соревнований, курируют хозяйственные темы. Например, ежегодная поездка в Японию – это 50 процентов участия родителей.
Школа при легендарной команде – это еще и люди, внесшие вклад в ее достижения, причём в прямом доступе. Александр Первухин практикует встречи с игроками «Енисея» не ради того, чтобы юные регбисты могли взять автографы. Тут есть причины повесомее:
— Когда пацаны из разных мест собираются в одну группу, как, скажем, в Дивногорском колледже-интернате олимпийского резерва, сразу начинаются вполне ожидаемые проблемы. Идёт притирка, каждому надо себя показать. Неизбежно возникают трудности в общении с преподавателями. Особенно такие моменты свойственны спортивным классам. Так что иной раз проводим встречи, на которые приезжают, к примеру, Баранов, Саулите, Гайсин… И такие беседы гораздо эффективнее, чем нотации педагогов.
Говоря о задачах спортивной школы, Первухин отмечает их неразрывную связь:
— Конечно, это подготовка общего резерва клуба и отбор наиболее талантливых игроков для него. Правда, с учётом того, что на сегодняшний день школа «Енисея» всё-таки превосходит остальные по количеству и качеству выпускников, одновременно встаёт вопрос об их дальнейшей судьбе, о возможности играть. И это еще одна задача. Даже с учётом того, что мы сейчас берём много молодых игроков, но ведь это будет недолго. По счастью, сейчас принят регламент, отчасти помогающий решить эти вопросы, и в этом году мы вручили детским тренерам денежные компенсации за подготовку игроков, которые были проданы в другие команды. Ну и, разумеется, конечно, развитие массовости. Здесь опять вспомним о тэг-регби, которое позволяет выпускникам общеобразовательной школы понимать, что такое регби. От себя добавлю еще одно: мы должны из этих ребят воспитать людей.
Он подчеркивает еще одну важную составляющую работы спортивной школы:
— Максимальная сохраняемость количества детей в спортивных школах. Тренеры получают поощрения именно за это в первую очередь. Выиграть девять из десяти турниров – не главная задача. В возрасте до 16 лет совершенно не обязательно выигрывать первенство России. И мы на такие соревнования стараемся посылать по две команды, чтобы ребята поиграли. А вот турниры среди более старших – да, школа должна выигрывать обязательно. Это уже показывает качество работы тренерских кадров. Но до этого нужно думать о том, что ребятам должно быть интересно заниматься регби.
Тема преемственности разных возрастов и развития молодых талантов выводит Александра Юрьевича на другую тему, имеющую для него особое значение:
— Раннее появление игроков в национальных сборных. Сейчас мы это видим на примере Кононова, Матвеева, Маслова, Белослудцева… Во-первых, это сразу завышает самооценку игрока. Во-вторых, некоторых начинают вызывать во все сборные сразу. И они ездят с соревнования на соревнование, лишаясь возможности заниматься целенаправленной продолжительной работой. Продолжаю считать, что в своё время такое случилось с Гайсиным и Щербанем, которые из-за этого до конца не раскрылись. Да, они сильные регбисты, но могли быть игроками европейского уровня. Так что нужно очень тщательно согласовывать работу клубов.