Экс-главный тренер бело-голубых и ныне наставник бэков в пензенском «Локомотиве» рассказал Rugger.info о работе в бывшем клубе, непростых отношениях с руководством и гордости за своих подопечных.
— Как охарактеризуете время, проведенное в «Динамо»?
— Это было захватывающе. Просто посмотрите, где была команда, когда мы начинали, и где она теперь. Однозначный шаг вперед. Горько, конечно, заканчивать на такой минорной ноте. Хотелось довести этот проект до логического завершения. Но вышло так, как вышло. Да, за два года мы выросли. Не могу не отметить Лоди ван Стадена, который заложил фундамент для наших достижений.
— А что насчет сложностей, о которых Вы ранее вскользь упоминали?
— «Динамо» — интереснейшее место (смеется). Это не совсем типичный регбийный клуб. Само мышление и философия внутри коллектива – главные препятствия на пути к высоким местам и победам. Возможно, люди и разбираются в бизнесе, но явно не в спортивном. Регби – это совершенно другое направление. И в нашей игре далеко не все решают цифры и ежедневные отчеты. Это кропотливая работа с живыми людьми со своими характерами, проблемами и особенностями. Пожалуй, главной сложностью в моей работе в «Динамо» была текучка кадров. Каждые шесть месяцев часть коллектива менялась.
— С чем это связано? Желание постоянно обновляться, недоверие, авторская тактика быстрых замен, как у тренера сборной СССР по баскетболу Владимира Кондрашина?
— Я считаю, что это отсутствие веры в процесс, в своих людей. Какое-то странное проявление нетерпения. Конечно, все в мире хотят моментального эффекта и прибыли. Например, мы подписываем игрока, но хотим, чтобы он сразу же давал результат. Если этого не происходит, через два месяца его увольняют. Но так ведь в регби не работает. За два с лишним года в «Динамо» мимо меня прошли почти полсотни разных людей! Примерно 17 из них были сотрудниками тренерского штаба и администрации. То есть каждые полгода около 15 человек в клубе сменялись. О какой стабильности можно говорить, если залог побед – это крепкий постоянный коллектив? Считаю, что мы развивались вопреки, а не благодаря.
— И все же по какой именно причине с Вами расторгли контракт?
— Мне просто в открытую сказали, что я – плохой тренер, и под моим руководством «Динамо» не прогрессирует. Поставили в известность, что мой контракт будет расторгнут, но я могу остаться в роли ассистента. Тогда я понял: мое время в клубе подошло к концу. Кстати, меня называли плохим тренером уже не первый раз (смеется). Впервые я услышал такое на встрече с руководством после трех-четырех ударных недель с победами над «Металлургом», «Славой» и отличной игрой в других матчах. И все же я убежден, что оставил после себя команду в хорошей форме, готовую развиваться и двигаться вперед. Этим моментом надо пользоваться именно сейчас.
— По своему амплуа Вы также являетесь специалистом по развитию регбийных академий. «Динамо» предлагало Вам такую роль с учетом заявленного руководством желания создать свою клубную школу?
— Нет, об этой идее забыли. Еще во времена Лоди ван Стадена были разговоры, что мне надо помочь с академией, поскольку у меня богатый опыт в этом вопросе. Я же работал в составе специальной комиссии по аккредитации регбийных школ для SA Rugby. Но опять, дальше разговоров дело не пошло. У «Динамо» нет академии, нет молодежной команды. А от трехчасовых заседаний по три раза в неделю ни одно, ни другое не появится. Тут мы снова возвращаемся к текучке кадров. Обязанности перекладываются с одного человека на другого, и каждый раз все начинается с самого начала. Замкнутый круг.
— За время Вашего пребывания в «Динамо» клуб совершил ряд неоднозначных трансферов. Взять хотя бы Джозефа Лалабалаву или Гурама Гогидзе. Считаете это ошибкой Вашего тренерского штаба?
— Знаете, я всегда стараюсь работать в тесном контакте с игроками вне поля. И выступаю за то, чтобы сесть за стол переговоров с регбистом и руководством и все обсудить. Но в «Динамо» такого стола у меня не было. Конечно, можно сказать, что трансферы – это работа тренера. Однако не в случае с бело-голубыми. Бывало такое, что мне просто звонили и говорили: «Нам не нравится, как играет этот парень – мы его увольняем». Но ведь этот регбист здесь только два месяца, он не говорит по-русски, не знает, куда ехать на метро, у него еще идет процесс адаптации! А случалось, что на встречу по подписанию или увольнению регбиста меня просто не приглашали. Вы там точно понимаете, как работает наш вид спорта?
— Значит и громкая потеря Франсуа Эстерхейзена – это тоже результат внутренней политики клуба?
— Эстерхейзен – лучший хукер в России, на мой взгляд. Представьте, как бы сейчас он пригодился команде со своим опытом, энергией и навыками. Я помню, как сначала из клуба ушел Лоди ван Стаден. Когда я уже занял пост главного тренера, команду покинул и Франсуа. Поначалу думал, что Эстерхейзен просто не хочет работать со мной. Но позднее я узнал, что причина тому менеджмент клуба и нестабильность. Это была большая потеря для «Динамо», но я рад за Франсуа — у него все хорошо в «Енисее-СТМ».
— Вы часто вспоминаете Лоди ван Стадена. Ваши истории действительно имеют много общего…
— Да, в целом так и есть. Самое интересное, что в период с его ухода до моего, в «Динамо» мало что поменялось в вопросе управления. Следующий тренер точно также столкнется с теми же трудностями. Понимаете, это образ мышления, создающий дополнительные препятствия работе. Большую часть времени ты занимаешься какими-то внутренними разборами и отчетами.
— Как же тогда находить время на команду?
— У кого-то этого времени и нет. Как-то я спросил у генерального директора: «Почему мы хоть изредка не видим Вас на тренировках?» Игроки бы поняли заинтересованность в них, поддержку от администрации, могли бы задать какие-то вопросы. Это же банальные вещи. В этом году такая встреча случилась только раз в начале года. Как я уже говорил, интересуют только цифры, а не люди. Поэтому, насколько я знаю, и сами регбисты не вполне доверяют своему руководству.
— Вы сделали Богдана Виноградова капитаном команды. Кстати, именно он был одним из тех, кто открыто высказался о Вашем неожиданном уходе из «Динамо». Расскажите подробнее о развитии Богдана.
— Я благодарю его за теплые слова. Вместе мы проделали огромную работу. Я начал приглядываться к нему, как только пришел в «Динамо». Лоди тогда сказал мне: «У этого молодого парня есть большой талант». Я решил заняться развитием Богдана, поскольку именно переход молодых игроков в профессиональное регби – одна из моих специальностей. Но не думайте, что Виноградов получал больше остальных от тренеров. Просто он сам безумно хотел становиться лучше. Я верил в него всегда, а теперь вы видите, чего Богдан достиг. Что касается его лидерских качеств, то я тоже заметил их почти сразу. Мы дали ему понять важную вещь: если он будет развивать их в себе, то станет капитаном своей команды, а потом и сборной страны. Теперь главное дальше заниматься Виноградовым, чтобы он продолжал расти.
— Вашим сменщиком в «Динамо» стал Юрий Кушнарев. Что Вы думаете о его будущем в клубе и будущем клуба вместе с ним?
— Будет очень интересно посмотреть на его работу. Если вдруг «Динамо» не продолжит прогрессировать, я буду очень разочарован. Сейчас команда находится на подъеме и должна двигаться дальше. С тактической точки зрения, уволить меня именно в такой важный момент – большое подспорье для следующего тренера. Думаю, что у Юрия все получится и в этом, и в следующем сезоне. Он наберется опыта, прояснит для себя разные нюансы, окончательно изменит свое мышление игрока на тренерское, и все будет нормально. Я рад, что Кушнарев продолжает работать в регби: он – звезда и уважаемый человек. Но, откровенно говоря, я скорее вижу его генеральным менеджером или генеральным директором «Динамо». Он прекрасно знает культуру, у него правильное отношение к спортивному бизнесу. Думаю, Юрий – идеальный кандидат на пост большого босса в клубе.
— Кстати, как Вам выступление «Динамо» на Чемпионате России по регби-7?
— Честно говоря, я недоволен. С тем подбором игроков, который отправился на турнир, бело-голубые должны были играть в финалах обоих туров. Будет интересно посмотреть на «Динамо» и в «семерке», и в классике. Поскольку именно сейчас команда оторвалась от аутсайдеров, но еще не приблизилась к лидерам. Клуб находится на эдаком перепутье, в промежуточном положении. И только от руководства и нового тренерского штаба будет зависеть, куда дальше пойдет «Динамо».
— Ну а Риаан ван Стратен уже отправился в пензенский «Локомотив»…
— Очень рад присоединиться к «железнодорожникам». Думаю, что за два года в «Динамо» я доказал, что могу работать в тренерском штабе чемпиона России (смеется). С Александром Янюшкиным мы уже сотрудничали ранее на различных сборах. Мне нравится его образ мышления. Мы давно находились в контакте, даже как-то обсуждали возможность моего переезда в Пензу. Но тогда я был полностью погружен в развитие «Динамо» и не мог уехать. Александр воспринял мой отказ правильно, и я ему благодарен за это. Теперь время наступило, и мы будем работать вместе на благо «Локомотива».