Федерация регби России — rugby.ru официальный сайт - Официальный сайт Федерации регби России

Центральный трехчетвертной «Богатырей» Станислав Бондарев должен был впервые выйти с первых минут в составе сборной России в матче против Грузии, но Rugby Europe из-за распространения коронавируса отменила матчи всех турниров до 15 апреля.

В большом интервью пресс-службе Федерации регби России Бондарев рассказал о сборной России по регби, вспомнил свои выступления за сборную России по регби-7, поделился ожиданиями от предстоящего сезона, перспективах краснодарского регби и многом другом.

СНОВА ПРИДЕТСЯ ВЫГРЫЗАТЬ МЕСТО В СОСТАВЕ

— Конечно, я немного расстроился, что матч отменили, — признается Станислав Бондарев. – Свое место в составе мне придется снова доказывать, выгрызать зубами. Я рад, что оказался в сборной России по регби, поскольку до последнего момента у меня было чувство недосказанности. С 19-20 лет я играю в «семерку», практически не пропускал матчи, за исключением того времени, что был травмирован. В этом году у меня появился шанс показать, что я умею играть не только в «семерку», но и в «пятнашку».

— Еще, наверное, хотелось сыграть в Тбилиси против Грузии, потому что ожидалось присутствие 50-60 тысяч зрителей?

— Когда я выступал за сборную России по регби-7, то на этапах Мировой серии в Гонконге приходилось играть при полных трибунах и подобный опыт у меня есть. И это очень здорово и классно! Полные трибуны мотивируют, ты понимаешь, что занимаешься делом, которое нравится не только тебе, но и большому количеству людей. Ради таких матчей мы и играем в регби.

— В матче с Грузией ты должен был выйти на позиции крайнего, хотя в клубе всегда играешь в центре. Это создавало дискомфорт?

— Да, вы правы, в центре мне комфортнее. Последний раз я играл на краю в «Енисее-СТМ», за который выступал в 2011 году. Вы сами видели, какие потери были у сборной России по ходу нынешнего чемпионата Европы: из-за травм команда не досчиталась Юрия Кушнарева, Германа Давыдова, Василия Артемьева, Никиту Чурашова, Рамиля Гайсина – это все игроки линии трехчетвертных.

Для меня не имело значения, на какой позиции играть, главное, что тренеры мне доверяют. И я должен доказать им, что они не ошиблись. И, конечно, я хочу доказать самому себе, что чего-то стою в классическом регби. Признаюсь, мне немного неловко, что я дебютировал в сборной России по регби в 31 год. Вопрос в том, что я даже не имел своего шанса. И это очень большая проблема. Другой момент, когда ребята не проходят этот отбор по спортивному принципу, то, конечно, в этом случае никаких вопросов не возникает.

— Ты дебютировал в сборной России по регби в очень тяжелой момент. Это касается и турнирной ситуации, и матча против Португалии, в котором ты вышел на замену при счете 19:13 в пользу нашей команды. В итоге вы выиграли, но с разницей всего в 1 очко.

— На регбийном поле – я солдат, который должен выполнять работу. Мне было сложно входить в игру еще и потому, что я до матча с Португалией ни одной тренировки не провел на позиции крайнего. Меня рассматривали на месте 13-го, но произошел форс-мажор – травму получил наш крайний Герман Давыдов и я вышел на замену вместо него.

Считаю, что доля моей вины за ту попытку, что мы пропустили в конце, есть. Я мог сыграть более уверенно. Потом пересматривал много раз этот момент, но то, что сделано, уже изменить. Спросил тренеров, моя ли ответственность за эти очки, они сказали, что нет, потому что команда была не готова. И даже если бы как-то отстояли в этом эпизоде, то попытка случилась бы по другому краю: линия защиты не была построена. Как говорится, это вопрос времени.

ЖДАЛ И НАДЕЯЛСЯ НА ПРИГЛАШЕНИЕ В СБОРНУЮ РОССИИ ПО РЕГБИ

— С каким чувствами и эмоциями ты первый раз ехал в сборную России по регби?

— Впервые я присоединился к команде на сборе в Сочи, который был в декабре 2019 года. Я всегда ждал и надеялся, что мой час придет и у меня появится шанс доказать свою состоятельность тренерам. Могу сказать, что есть много талантливых ребят, которых пока не замечают и не дают возможности проявить себя, реализоваться. Я бы больше расстроился, если бы меня вызвали в сборную и ни разу не выпустили на поле. Всегда хотел получить свой шанс, а вот дальше уже решать тренерскому штабу, потому что они принимают решение по составу. Очень хочется, чтобы у всех достойных ребят такой шанс был, потому что из сборной в клуб ты возвращаешься совсем с другими эмоциями и настроением. Ты получаешь отличную мотивацию для дальнейшего роста. Подход к делу в сборной намного более профессиональнее, нежели в клубах. По крайней мере, на сегодняшний день.

В «Кубани» главным тренером был новозеландский специалист Фил Верахико, в сборной у нас наставник валлиец Лин Джонс, мне очень интересно работать с обоими тренерами, я для себя перенял много нового. Это прекрасный опыт!

— Методы работы, тактика, взгляд на игру у Фила и Лина схожи?

— В принципе, все примерно одно и тоже. Единственное, в клубе мы начали с самых азов и через 3-4 года, если бы все пошло хорошо, должны были бороться за чемпионство. В сборной России ситуация другая: люди приезжают подготовленными, с определенными задачами, пониманием, ответственностью перед самим собой, есть здоровая конкуренция, которая, на мой взгляд, является залогом успеха в любой команде.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ НА КУБАНИ

— Давай поговорим о регби-7, которому ты посвятил бОльшую часть своей жизни. Бытует много разных мнений о том, как должна формироваться сборная России по регби-7. Кто-то говорит, что это должны быть игроки исключительно до 23 лет, кто-то считает, мы пока не можем иметь отдельные команды по регби и регби-7, а возраст тут ни при чем. Какое у тебя мнение?

— Я считаю, что это абсолютно разные игровые дисциплины. Возраст тут не имеет значения. Есть определенные показатели и требования тренерского штаба, которым ты либо соответствуешь, либо нет. Есть же люди, которые многие годы играют только в регби-7, в «пятнашку» их не приглашают. Но сейчас, на мой взгляд, при поддержке Федерации регби России мы находимся на пути становления, процесс идет. К сожалению, в российском регби нет необходимого людского ресурса, чтобы сделать две отдельные сборные России по регби и регби-7.

Мы, на Кубани, сейчас являемся этакими первопроходцами, у нас есть команда по регби «Богатыри» и команда по регби-7 «Кубань». Что из этого получится, пока непонятно. Но я уверен на 100%, что оба коллектива имеют определенные кадровые проблемы. Нас, игроков, мало – и это самая большая проблема. Да, сейчас клубы могут усиливать свои составы иностранцами, но приглашать их надо с прицелом, что в будущем они смогут играть на сборную России. Либо это должны быть сильные игроки, выступающие за свои национальные команды, иначе мы просто закрываем дорогу для своей молодежи.

То, с этого сезона будет проводиться Первенство дублей, очень здорово! Это будет глоток свежего воздуха для молодых ребят, большинство которых, заканчивая детско-юношескую школу, раньше элементарно не имели игровой практики, если не попадали в команду мастеров.

— Сейчас у сборной России по регби-7 новая страница в истории, есть ряд новых игроки. Как считаешь, сколько времени нужно на построение этой команды, чтобы она могла вернуться в Мировую серию?

— Сейчас на сборах присутствуют опытные ребята Владислав Лазаренко, Юрий Гостюжев, Сергей Янюшкин плюс Александр Янюшкин перед чемпионатом Европы хочет усилить команду еще 3-4 опытными игроками. Получается, что костяк сборной будет такой же, как четыре года назад. Но есть другие проблемы. Регби-7 – это отдельная дисциплина. И, чтобы ее культивировать, должна быть отдельная команда, не принадлежащая никакому клубу. Но сейчас это невозможно физически, потому что усиление «семерки» ослабит «пятнашку». Надо определяться с приоритетами. Кения, к примеру, сосредоточилась на регби-7, все деньги идут туда, но у них тоже проблемы с человеческим ресурсом. Французы могут себе позволить отдельную сборную по «семерке» с отдельными контрактами — у них людей хватает.

Наша сборная три сезона провела в Мировой серии, и это сильно отразилось на здоровье многих ее игроков, потому что они все это время почти не имели отдыха. Было невозможно подстроить программу под клуб. А там свои задачи – и тоже нужно бороться за места и медали. И все это очень большая проблема, потому что получалось, что соединялись сезон Мировой серии, чемпионат Европы и чемпионат России. В итоге получались круглогодичные игры.

Понимаю Александра Янюшкина, которому поставили определенные задачи. Он сейчас подходит со своим видением. И обойтись без игроков из «пятнашки» невозможно. У нас очень мало людей. Надо терпеть и ждать, пока у нас не появится достаточное количество игроков, позволяющее создать две отдельные команды. Хотя плохо представляю себе, как это будет выглядеть.

РАЗДЕЛЕНИЕ КЛУБА НА «БОГАТЫРЕЙ» И «КУБАНЬ» ОБЕСКРОВИЛО НАС

— В прошлом году, тогда еще в «Кубани», произошло разделение на две команды – по регби и регби-7. Все опытные игроки клуба сосредоточились на классическом регби. Не было огорчения, что с «семеркой» придется закончить?

— С руководством «Кубани» произошло некое недопонимание, но заморачиваться об этом не надо. Жизнь диктует свои правила – надо идти вперед.

— Краснодарская команда, которая сейчас называется «Богатыри», значительно обновилась, появилось много молодых игроков. Можно ли говорить о том, что опытные регбисты будут нести часть ответственности за то, как новички войдут в состав?

— По своему опыту могу сказать, что на 80 процентов такие вещи зависят от самой молодежи. Разделение клуба на «Богатырей» и «Кубань» обескровило нас, от нас ушло двенадцать человек, и мне дико жаль, что люди в результате этого получают места в составе вот так — авансом. Во всяком случае, мне так кажется. Я не хочу быть для кого-то учителем или психологом, но готов подсказывать и помогать. При одном условии: если это людям надо. Так что все будет зависеть от желания этих молодых игроков. К сожалению, у меня не было возможности проводить много времени с командой в связи с частыми отъездами в сборную, но 20 марта у нас запланирован тест-матч со «Славой» в Крымске, где примерно будет понятно, что мы из себя представляем, и какая работа была проведена. А что касается молодых игроков, то, мне кажется, у них сейчас определяющими чертами должны быть характер, желание работать и учиться.

В прошлом году у нас был очень тяжелый выезд в Красноярск, когда мы проиграли «Енисею-СТМ» под семьдесят очков, потому что начались все эти проблемы между «Кубанью» и «Богатырями», многие игроки не поехали, было дико тяжело. Как пройдет этот год, когда борьба явно обострится, будет зависеть от молодых игроков. Понимают ли они, что требуется?

ОЧЕНЬ РАД ЗА ВЛАДИМИРА ОСТРОУШКО

— Не было ли мыслей покинуть Краснодар по окончании сезона, который так неудачно сложился для вашей команды?

— Мне было очень досадно, но не уехал. Во-первых, это было бы очень сложно для моей семьи, тем более что не ставлю перед собой цели играть до 35-36 лет. Во-вторых, хочу повлиять на то, чтобы в Краснодаре все получилось. У нас регион, идеально подходящий для регби: в марте температура воздуха +25, вся Россия к нам просится приехать. И при этом мы практически каждый год начинаем с чистого листа.

Я очень рад, что мой близкий друг Владимир Остроушко сейчас занял место руководителя Федерации регби Краснодарского края. Это молодая кровь, это новые мысли, это доверие в Москве, и мы можем быть услышанными, чтобы избежать финансовых и кадровых проблем, которые нас преследуют уже десять лет. Кроме того, последнее время сложилась такая тенденция, что как только у нас молодые игроки проявят себя, их забирают в другие клубы. Так и топчемся на месте.

В сборной России по прошлому сезону присутствовало игроков восемь, которые играли в «Кубани», а по прессе и по всему остальному только один я. Вот я хочу это изменить. Надеюсь, что мы найдем понимание и со стороны Федерации регби России, и со стороны региональных властей, потому что планы у нас большие. Будем работать, доказывать на спортивной арене, что мы достойны внимания. Планирую остаться в этой сфере и заниматься развитием регби. Если этой игры не будет на Кубани, где есть все условия, какой смысл где-то еще ее культивировать? У нас же есть примеры того, как люди приходят в регби из деревенек на одну улицу, а в итоге играют за сборную по «семерке». Считаю, это дорогого стоит. Надеюсь, будет обращено внимание на то, что мы достойны другого бюджета и лучшего отношения к себе.

Название, получается, для тебя уже третье: «Юг» — «Кубань» — «Богатыри». Какое тебе ближе?

— Для меня не имеют значения ни название, ни номер на регбийке. Правда, жаль, что трудно вести рекламную кампанию. Каждый раз начинается с чистого листа: сайт, форма, логотипы…. Во-первых, затратно, во-вторых, нужно опять объяснять, почему название сменилось. В-третьих, вся проделанная работа сводится к нулю. Хочется, чтобы уже был у нас клуб, который твердо встал на ноги.

Пресс-служба Федерации регби России

Pull down to refresh
1-й Неопалимовский переулок, 8