Ветеран «Енисея-СТМ», недавно завершивший свой путь в регби в качестве игрока, дал больше интервью Rugger.info.
— Вы доиграли до 42 лет, Юрий Баранов еще играет в 41. В чем секрет особого латвийского спортивного долголетия?
— Особого секрета нет. Есть скорее большие требования к себе, огромное желание. Что в 40 лет, что в 30 ты всегда рвешься на поле. Важно держать в голове результат, дополнительно заниматься. Так что это не история про какой-то секрет.
— Но вы всё же приняли решение закончить с карьерой игрока. Насколько тяжело дался этот шаг?
— Для меня было бы сложно заканчивать карьеру в любом возрасте. Даже три года назад с эмоциональной точки зрения все было бы также. Основным критерием для меня стал мой статус легионера. Да, я возрастной легионер. И на моё место ведь можно взять молодых и перспективных иностранцев, что будет на руку команде. Рад, что ушел без травм, живым и здоровым.
— Партнеры по команде уже устроили проводы?
— Ребята пока записали мне видеообращение, сказали теплые слова, напутствовали на будущее. Думаю, что основные проводы ещё впереди. Пока надо работать, а вот после первой части сезона уже где-то соберемся все вместе. Устроить проводы, как говорится, никогда не поздно (смеется).
— Вы выиграли с «Енисеем» целый трофейный зал кубков. Была ли какая-то из побед особенной для вас?
— Мне повезло стать чемпионом России в 2002 году – в первый сезон выступления за «Енисей-СТМ». Наверное, именно эту победу считаю одной из самых главных в моей спортивной карьере. Еще, пожалуй, попадание на Кубок Вызова. Как я всегда говорю, каждая победа особенная – они не бывают одинаковыми ни в регулярном чемпионате, ни в кубке.
— Расскажите про травму 2011 года. Она ведь могла поставить крест на вашей карьере? Что вы думали тогда?
— Это был серьезный момент и в моей карьере, и в жизни. Тогда я сильно травмировал спину, обошел множество врачей. Медики уже называли меня инвалидом и не обещали, что я даже буду ходить. Но при поддержке родных, друзей, клуба, смогли выйти из ситуации. Нашли очень хорошего врача в Москве Дмитрия Николаевича Дзукаева. При первой же встрече он увидел в моих глазах огонь. Я ведь не хотел верить в то, что моя карьера закончена. Тогда врач спросил, хочу ли я еще играть. Я сказал, что очень хочу! И он сделал все от него зависевшее, а реабилитация была уже на мне. Получилось, что я даже вернулся в строй на полтора месяца раньше. Так что именно этот чудо-доктор спас и продлил мою карьеру, а заодно добавил в копилку множество чемпионских титулов.
— Насколько изменился Чемпионат России за годы Вашей карьеры и сам «Енисей-СТМ»?
— Матчи стали зрелищнее, быстрее и динамичнее. Огромная разница. У самого «Енисея» изменился рисунок игры. Да и вообще, не могу сравнить даже.
— Можете назвать самого жёсткого игрока соперников, против которого Вы играли?
— Хороший вопрос (смеется). Я всю карьеру кайфовал именно от защиты и захватов. Поэтому против любого регбиста я выходил играть, как будто он – самый жёсткий соперник в мире. Лучше обойдусь без имен.
— Состав «Енисея-СТМ» какого года Вы могли бы назвать «золотым составом всех времен»?
— Наверное стоит смотреть по результатам. За последние семь лет мы шесть раз становились чемпионами России. Думаю, что это и есть «золотой состав». Хотя, когда я пришёл в «Енисей-СТМ», там тоже были очень сильные игроки – много «сборников».
— Какие чувства у вас оставил финал прошлого сезона? Впервые за много лет «Енисей» остался без «золота» и как назло в год завершения Вами карьеры…
— Настроение было испорчено. Хотел закончить с «золотым оттенком». Но ничего страшного. Второе место ведь тоже не просто так дают – его надо завоевывать. Жаль, конечно, что прошлый сезон закончился так. Но в спорте так бывает. Ничего, идем вперед!
— Старт «Енисея-СТМ» в новом сезоне прошел не особенно гладко – трудная победа над «Химиком» в PARI Чемпионате России, сенсационное поражение от «Динамо» в четвертьфинале PARI Кубка России. С чем это связано? Не было желания выскочить на поле и помочь партнерам?
— Я очень сильно переживал. Не просто хотел выскочить, а чуть ли и вправду не рванул на поле к ребятам. Всегда хочется помочь, когда у бывших партнеров и друзей не идет игра. За полем ведь переживаешь гораздо больше, чем на газоне. Ну а матч против «Динамо»… Это обидно до слез. Но еще раз скажу, это спорт. Надо держать выше нос и идти дальше. Впереди еще целый чемпионат, который надо выигрывать.
— Каким направлением тренерской работы теперь планирует заниматься Улдис Саулите?
— Тут секрета нет – это нападение и мои любимые коридоры. Будем пробовать. Надо, конечно, больше вникать во всю игру. Ведь с поля не так хорошо видно ту же структуру игры. Хочется посмотреть с трибуны на рисунок матча. Но начнем с коридоров, а дальше уже поглядим, что из этого будет получаться.
— Вы говорили, что в России для вас есть только один клуб «Енисей-СТМ». Будучи тренером, Вы бы хотели возглавлять только «тяжёлую машину» или же готовы помогать даже вечному сопернику «Красному Яру»?
— Наверное меня можно в этом понять. Я отыграл 20 с лишним лет за «Енисей-СТМ», и для меня есть только этот клуб в России. Он навсегда в моем сердце. Хотелось бы начать и продолжить тренерскую работу именно тут. Возможно, мне предстоит работать где-то еще, но «Енисей-СТМ» никто не сможет вырвать из моего сердца.
— Оглядываясь назад, какой бы совет Вы дали самому себе — 16-летнему парню, работающему на лесопилке и приглашенному поиграть в регби с командой полицейских?
— Идти вперед шаг за шагом, преодолевать трудности, доказывать себе и другим, что ты сильный. Я снова бы также прошел свой путь, если бы вдруг была возможность что-то изменить. Эта была крутая карьера – богатая эмоциями и титулами!