Тренер по нападающим Яко Энгельс после трёх лет работы покидает «Стрелу» по семейным обстоятельствам. В интервью официальному сайту клуба намибийский специалист объяснил причины такого решения, вспомнил первые дни в России и рассказал о многом другом.
«Горжусь тем, чего мы достигли вместе с клубом в Казани»
− Какие впечатления остались у вас от работы в «Стреле»?
− Я по-настоящему наслаждался этим временем. Для меня это был совершенно новый опыт, всё было ново – от экстремальных российских холодов до работы с игроками из самых разных стран мира. Горжусь тем, чего мы достигли с клубом, тем, какой стиль регби мы проповедовали, чтобы привлечь новых зрителей к нашему замечательному виду спорта.
− Помните тот момент, когда получили предложение от клуба и ДжейПи Нила? Какие мысли были тогда в голове?
− Мы с ДжейПи прошли вместе долгий путь – от совместной игры в «Буллз» до совместной работы в одной школе, а затем и в сборной Намибии. ДжейПи попросил меня поехать с ним в Казань ещё в 2019, но я посвятил себя регби Намибии и очень хотел поехать на Кубок мира в Японию в качестве тренера. Я пообещал ДжейПи – когда «Стрела» выйдет в Премьер-лигу, он снова со мной поговорит. И как только они вышли в элитный дивизион, он сразу же мне позвонил. Мы обсудили предложение с женой и решили, что я должен использовать эту возможность, чтобы профессионально тренировать и развиваться. К счастью, ДжейПи регулярно рассказывал мне об успехах команды, присылал фото- и видеоматериалы, так что был в курсе, что к чему. Думаю, мне нужен был этот новый вызов.
− Какой самый популярный стереотип о России вы знали до приезда в Казань?
− Конечно, на весь мир Россия знаменита водкой, это нельзя отрицать – говорят, что тут она лучшая в мире. Это часть русской культуры. Русские люди очень жесткие и физически сильные. До меня доходили слухи о медвежьих боях, нырянии в ледяную воду, часах, проводимых русскими в бане. К счастью, медведей я видел только в цирке, а вот снег и зимние виды спорта были поистине потрясающими.
− Боялись медведей на улицах российских городов?
− Ха-ха, к счастью, это то же самое, что и львы, разгуливающие по улицам Африки – всего лишь миф. Ближе всего к медведю я был, когда в «Стрелу» пришёл парень с таким прозвищем (смеётся).
«Предпочитал выстраивать общение с игроками с точки зрения позитива»
− Какие впечатления остались от первого дня в Казани и в «Стреле»?
− Клуб и его руководство очень радушно встретили нас, иностранцев. Нам помогли разобраться с мобильной связью, приложениями для заказа такси и общественным транспортом. Я был поражен тем, как легко здесь можно передвигаться на такси и автобусах и насколько безопасно было выходить на улице даже когда уже темно. Женщины гуляют с детьми, те играют с собаками в снегу в поздние часы. Там, откуда мы родом, жизнь вне нашего дома немного опаснее. Стоимость жизнь в России также дешевле, чем у нас. Клуб сделал всё, чтобы мы могли думать только о тренировках и сосредоточились на создании команды.
− В одном из интервью ДжейПи говорил, что российские игроки жаждут новых знаний. Согласны с этим?
− Полностью. Российские игроки очень хотят учиться – если им представится такая возможность, они будут часами ковыряться в ваших мозгах в поисках интересных деталей и историй о регби. Мы выросли, играя в регби с четырёх лет, тогда как в России многие парни знакомятся с регби лишь в 16-18 лет. Они спокойно будут тренироваться три часа, не жалуясь, если вы им позволите. К счастью, мы разумно подходили к тренировочному процессу и делали занятия короткими, но интенсивными.
− Что ещё отличает российских игроков в регби?
− Они определенно очень мощные, физически сильные. Большинство из нападающих занимались борьбой или даже тяжелой атлетикой – мне было интересно работать с ними, обучать их тонкостям игры форвардов. И наша линия нападения – одна из лучших схваток в лиге, они поверили в нашу систему и никогда не сдаются. Русские также очень горды и воспринимают каждую контактную ситуацию как личную битву, в которой невероятно важно победить! Ребята очень хотели тренировок с контактами, поэтому нам приходилось действовать умно, ограничивать столкновения, чтобы подвести их ко дню матча свежими и голодными. Также русские всегда хотят обратной связи от тренера, неважно, хорошей или плохой. И они никогда не возражали против резких слов, если реально напортачили. Но я предпочитал строить общение с игроками с точки зрения позитива.
− С какими сложностями пришлось столкнуться в Казани?
− Конечно, это сильный холод – поначалу это было для меня очень странным. В Африке всегда жарко, 35-45 градусов, а в Казани я испытал -30 – это было безумием! Было прекрасно увидеть снег, я тысячу раз падал, когда учился кататься на сноуборде. Большинство трамплинов на горнолыжной трассе для меня заканчивались где-то в сугробе, безудержное веселье (смеётся). Возникали сложности из-за языкового барьера, но ДжейПи и наш аналитик-переводчик Марат быстро научили меня основным командам на русском языке. Потом я уже сам начал учить русские слова через приложения. Альфред [Хисамов] и Рамиль [Валиуллин], наши директора, регулярно водили нас в разные рестораны, чтобы попробовать всё разнообразие русской и татарской кухни. Я очень адаптивный человек, но при этом и очень семейный – на личном уровне мне было сложно без жены и двух дочерей. ДжейПи и его молодая семья всегда приветствовали меня в своём доме, я был своего рода дядя для его дочек, который всегда был рядом, чтобы поиграть в прятки или порисовать. Взамен я получал здоровую пищу на ужин и карточные игры (смеётся). По какой-то причине меня не подпускали близко к плите, и я был тёркой для сыра или овощерезкой.
«Верю что в ближайшие несколько лет «Стрела» станет чемпионом»
− Вы вместе со «Стрелой» пережили разные времена. Сначала клуб был новичком Премьер-лиги, потом испытывал некоторые проблемы, а в этот сезон вошёл как один из претендентов на медали. Какой период был самым сложным?
− Первый сезон получился очень непростым, но мы удивили другие клубы. «Стрела» приобрела хороших иностранцев и заполучила игроков, которых другие сочли недостаточно качественными. Мы серьёзно поработали с ними и сделали из команды полноценную боевую единицу. Во времена ковида все клубы пережили очень тяжелые времена, в том числе, финансовые, и «Стрела» − не исключение. В тот момент моя семья вернулась в Намибию после четырехмесячного проживания в России. Клуб тогда потерял 17 игроков и почти всех иностранцев. Мы собирали команду фактически за 10 дней до старта чемпионата, с нуля – например, замки прибыли в расположение клуба за день до первой игры нового сезона. К счастью, проблемы удалось решить благодаря президенту клуба Алексею Песошину, а также Рамилю [Валиуллину] и Альфреду [Хисамову]. И нам вновь удалось всех удивить, мы смогли выйти в полуфинал сезона 2021/22, на равных биться с большими клубами, завершить регулярный чемпионат в топ-3. Наша команда физически сильна и трудолюбива, мы создали ДНК «Стрелы» и заставили всех соперников относиться к нам серьезно. Наши игроки не сдавались ни в одном матче, всегда бились до последней секунды. Игра «Стрелы» − это привлекательное регби с разрушительной схваткой, защитой, которая «ломала кости», ударами ногой, которые заставляли нервничать защитников соперника, и молниеносными контратаками. Наша игра развивалась по мере того, как улучшались наши навыки за счет упорных тренировок. Третий период, о котором вы сказали, был не так прост, как кажется – клуб должен был быть умен в своей стратегии поиска игроков из-за потолка зарплат и лимита на легионеров. Мы «охотились за головами» отдельных игроков, которые, по нашему мнению, должны были улучшить команду и вывести нас на новый уровень качества игры, сделать «Стрелу» претендентом на титул. Мы были ошеломлены тем, сколько игроков хотели присоединиться к нашему клубу из-за методов обучения, нашего отношения к ребятам и финансовой стабильности в последнее время.
− Какие матчи за вашу карьеру в «Стреле» запомнились особенно?
− О, это выездная победа над «Локомотивом-Пензой» в прошлом сезоне. Перед игрой никто в нас не верил, а мы обыграли их благодаря штрафному, заработанному на последней минуте на чужой схватке. Сумасшедшей была последняя игра против «Енисея-СТМ» − мы проигрывали 14 очков, но сумели сравнять счёт, и Красноярск победил благодаря штрафному за пределами основного времени. Этот матч показал болельщикам «Стрелы» и всему российскому регбийному сообществу, что мы можем конкурировать с лучшими.
− В соцсетях клуба время от времени появляется хэштег «Семья «Стрелы». Можно ли сказать, что для вас клуб стал настоящей семьей?
− Во-первых, мне очень нравятся соцсети клуба – смешной и качественный контент каждый день. Хохотал, когда на видео я превращался в зелёного Халка, а ДжейПи кричал как барсук. «Стрела» действительно стала для меня семьей. Здесь, как и в семье, важно поддерживать друг друга в сложные времена, искренне наслаждаться победами и путешествиями. По мере того, как мы росли, ожидания болельщиков от нашей команды тоже росли, но команда всегда держалась вместе и будет продолжать это делать в будущем. Мы – мультикультурная команда, и мы уважаем наши различия. Мне действительно приходилось полагаться на нашу психологическую поддержку. Будучи вдали от семьи так долго, мы действительно поддерживали друг друга ежедневными тренировками, чтобы оставаться психологически и физически здоровыми. ДжейПи и его семья также очень помогли мне в это время, стали очень близкими людьми для меня. А благодаря технологиям ежедневное общение с семьей помогло сохранить перспективу.
− Чтобы вы хотели сказать клубу и его болельщикам на прощанье?
− Во-первых, я хотел бы поблагодарить Алексея Песошина, а также Рамиля Валиуллина и Альфреда Хисамова за то, что они сделали мой переезд в Россию в 2019-м возможным. Спасибо ДжейПи и его семье за заботу обо мне, за постоянные разговоры о регби и тренировках. Вся управленческая команда клуба приняла нас как членов семьи. Спасибо Марату, нашему тренеру-аналитику, который был моей правой рукой в общении с нападающими и воплощении наших идей в понятный русский язык. Хотя я и ДжейПи были чемпионами по настольному теннису в парном разряде, соперники всегда возвращались для очередной игры (смеётся). Вообще, настольный теннис или дартс – отличная идея, которая поможет снять стресс после рабочего дня. Спасибо игрокам, что они росли вместе с нами и верили в наши методы и подходы. Подбор нападающих, которых мы в шутку называли «Собаки «Стрелы», всегда будет для меня особенным. Мне никогда не приходилось дважды просить их сыграть в жесткое регби, но с холодной головой. Я всегда напоминал им, чтобы они весело проводили время, играя в регби. И если мы это сделаем, победить станет легче. Болельщики «Стрелы» очень громкие и особенные. С каждой игрой всё больше и больше людей, семей с детьми приходят поддерживать команду. И наше блестящее присутствие в соцсетях растет. Спасибо каждому болельщику, что вы были с нами как в моменты триумфа, так и после обидных поражений. Наконец, самое главное – моя жена и дети дома. Супруга и моя мама, в основном, одни воспитывали детей в последние три года, имея при этом работу на полную ставку. Жена – моя железная леди, она многим пожертвовала, чтобы я мог продолжить карьеру профессионального тренера. Семья всегда на первом месте, пришло время вернуться домой.
Я считаю, что ушел из команды «Стрела» в лучшем положении, чем был, когда пришёл. Я искренне верю, что в ближайшие несколько лет клуб станет чемпионом. Не прощаюсь со «Стрелой» и её болельщиками, чтобы вновь увидеться в ближайшее время! Ур Бас!