Наставник «Металлурга» в интервью Rugger.Info рассказал о самых долгих сборах в истории, кадровых переменах, тренерском пополнении из ЮАР и причинах прогресса Эрла Даури.
— Как прошли сборы в Краснодарском крае?
— Они завершились 13 декабря на самом Юге России. Южнее некуда, так как за забором была граница с Абхазией. Это место знал давно, я ранее туда приезжал с Академией регби «Сибирь», плюс наша федерация проводила там детско-юношеские соревнования. На этой базе под Адлером в апреле постелили искусственные газоны последнего поколения, там тренируется футбольный клуб «Сочи» и зимой это едва ли не единственная локация в стране, где тёплая погода. За 21 день самая низкая температура была +8, самая высокая +24. Даже во время минувшего шторма, обрушившегося на черноморское побережье, мы не прерывали тренировочный процесс — ветер и дождь нам не помешали.
В целом, таких длинных сборов у нас давно не было, если вообще были. Основные цели: восстановление после первой части сезона, набор необходимых физических кондиций и просмотр игроков в деле. Оценивали, в первую очередь новичков и молодёжь, плюс определяли какие позиции во время трансферного окна ещё нужно укреплять. Со всеми поставленными задачами справились.
— И какие позиции в «Металлурге» требуют усиления?
— Главная проблема последних лет — это глубина состава. Причём речь не только о количестве игроков, но и качестве. То есть речь о равноценных заменах основным исполнителям. Сейчас у нас есть максимум 18 регбистов, способных добиваться необходимого результата. Остальным ребятам пока не хватает опыта, им нужно прибавлять и на сборах мы работали над этим.
— Конкретизируйте пожалуйста по позициям на поле.
— Речь и о схватке, и о линии четвертных. Хотелось бы иметь больше равноценных замен форвардов, особенно в первой линии. В веере также стоит выпасть одному ключевому игроку, у нас начинается чехарда. Приходится тасовать ребят по позициям, из-за чего ломается структура. Условно, Артёма Шалунова мы наигрываем крайним, а случается травма у полузащитника схватки и мы уже вынуждены ставить его девятым на полсезона. Поэтому я и говорю, что нужно хотя бы по два равноценных игрока на позицию, чтобы была здоровая конкуренция.
— Помимо Виталия Климова, вернувшегося в «Енисей», клуб расстался с Константином Кривоносовым. Почему?
— У Константина был действующий контракт, но причина расставания простая. Он уже опытный исполнитель и ему нужна стабильная игровая практика. Однако у нас есть несколько молодых талантливых парней. Если бы «Металлург» участвовал в молодёжном первенстве, то эти перспективные ребята была бы задействованы там, а Константин создавал бы конкуренцию основным исполнителям. Но в текущей ситуации я не могу гарантировать Косте стабильное попадание в стартовый состав. Желаем ему удачи и будем рады, если у него всё сложится в другом клубе.
— Что скажете о новичках Романе Петрове и Алексее Наставшеве?
— Рому знаю очень давно, помню его ещё по игре в Бийске в Федеральной лиге. Как раз на первенстве Алтайского края я его заприметил. Понимал, что это перспективный парень и ему дорога в профессиональное регби. Затем Петров оказался в бердской «Дружине», где прогрессировал под руководством Алексея Коробейникова. Я всё это время продолжал следить за ним, и в итоге пригласил в «Металлург» в 2019 году. Мы понимали, что Роман в первую очередь «семёрочник», рассчитывая на него именно в этой дисциплине. Но из-за финансовых проблем мы не заявились на Чемпионат России по регби-7, поэтому не видели смысла его удерживать, так как в «пятнашке» ему было сложно. Поэтому Рома попросил отпустить его в ЮАР, где он несколько месяцев тренировался в академии Стелленбоша. Затем он вернулся в Россию, продолжив выступления за другие клубы. Мы всё это время были на связи и в конце концов решили, что для него настало время полноценно попробовать себя в классическом регби. Сборы показали, что у Петрова есть перспективы, но нужно много работать.
Алексея также знаю давно, помню его по юниорской сборной России, где он выделялся на позиции восьмого номера. Я ещё несколько лет назад предлагал ему попробовать себя в «Металлурге», но тогда Лёша был в «Кубани», которую возглавлял Фил Верахико, и он видел в Краснодаре больше перспектив. Затем Наставшев перебрался в «Локомотив», рассчитывая пробиться в основной состав. Однако, учитывая конкуренцию в третьей линии пензенцев, ему не удалось этого сделать. После окончания осенней части текущего сезона Алексей покинул «Локомотив» и я пригласил его на сборы, где мы договорились о сотрудничестве.
— Минувшей осенью прилетал в Новокузнецк и консультировал команду экс-тренер «Славы» Дьюи Свартбуй. Продолжите ли вы сотрудничество с ним?
— Дьюи продолжает работу, просто сейчас ему пришлось вернуться в ЮАР, чтобы получить рабочую визу и уладить все вопросы с документами. Мы по-прежнему на связи, консультируемся по необходимым вопросам. Рассчитываем, что он присоединится к нам в январе.
— Не могу не спросить о феноменальной форме Эрла Даури. Как удалось вывести его на такой уровень?
— Мы изначально понимали, что это игрок очень высокого уровня, но ему не хватало стабильности. Пробовали его на позициях 15-го и крайнего, но должного эффекта не было. Решили поставить Эрла 12-м и я сразу понял, что именно это его место на поле. Он максимально комфортно чувствовал себя внутренним центром и сейчас один из лучших в нашей лиге. Ещё один важный момент, которого ему не хватало, это игровая практика, которую он недополучил в «Енисее» и «Динамо». Возможно, по этой причине Даури изначально не был готов проводить полные матчи по 80 минут, находясь не в оптимальных физических кондициях. Мы поработали над этим и осенью Эрл уже показал свои лучшие качества. Тем не менее, я уверен, что это ещё не предел его возможностей.
— Вы сказали, что искали позицию Даури, а как быть с Кортни Винааром. Ведь он лучше чувствует себя как раз крайним или фулбэком, но в «Металлурге» играет десятым?
— Согласен с тем, что Кортни роднее позиции вингера и фулбэка. Но когда мы приглашали в клуб, то говорили о желании попробовать его флай-хавом, так как он в юности играл десятым в ЮАР. Винаар заявил о своей готовности. Кортни сбросил вес, улучшил выносливость и анаэробные показатели. Поначалу у нас хватало претензий к его игре, однако постепенно он набрал форму и начал выполнять возложенные на него функции. Из того набора исполнителей что у нас есть, Винаар лучше всех подходит для игры флай-хавом, но если на трансферном рынке мы найдём более сильного полузащитника, то Кортни переместится на другую позицию.
— Запланированы ли в следующем году ещё какие-то выездные сборы перед началом второй части сезона PARI Чемпионата России?
— Если нам в декабре удалось выехать на сборы, то уверен, что в следующем году это также удастся. Рассчитываем на проведение двух сборов. Желательно, чтобы один из них был игровым, где мы бы могли провести спарринги с другими российскими клубами.