Трёхчетвертной «Красного Яра» в интервью клубной пресс-службе рассказал о травме, сроках восстановления, пути в большое регби и 12 попытках в составе родной команды.
— Восьмая минута матча за третье место «Красный Яр» — «Локомотив-Пенза». Ты шёл на этот мяч без страха и сомнений?
— Видел только мяч. Потом увидел препятствие, игрока. Первого обошёл, второго – не видел. Был уверен, что буду первым на мяче, и тут появляется ещё один регбист «Локомотива». Столкновение…
— Треск стоял на стадионе, зрители встали. Страшная картина. Что ты почувствовал в тот момент?
— После столкновения я упал, тяжело было дышать, пытался перевернуться. Дальше провал, проснулся только в четыре утра в больнице.
— Не помнишь как тебя на «Скорой помощи» увозили?
— Мне говорили, что я в машине разговаривал, но этого не помню. В больнице тоже было тяжело дышать, хотел пойти руки помыть, потому что очнулся в форме: в гетрах, шортах и регбийке, но не смог встать. Попил воды, тошнило. Первые дни нельзя было вставать с кровати. Даже результат матча мне сообщил дедушка с соседней кровати.
— То есть?
— Утром, когда я окончательно проснулся, меня поприветствовал дедушка с соседней кровати. Говорит, регбист, наконец-то ты проснулся, вы проиграли. Он оказывается смотрит регби. Рассказал, как развивался наш матч с «Локомотивом», и как я получил травму.
— Переживали многие. Приятно, что была такая поддержка?
— Очень приятно. Написали все: руководство клуба, тренеры, игроки нашей команды, всех остальных команд. Со всей России писали. Не зря говорят, в регбийном мире дружная семья. Детская команда «Красный Яр» приезжала в больницу, директор моей школы. Я был тронут.
— Что говорили врачи?
— Самые серьёзные повреждения – закрытая черепно-мозговая травма и перелом мечевидного отростка грудины со смещением. Спасибо врачам в больнице и нашим, клубным. Сразу сказали, всё будет хорошо, будешь и дальше играть в регби. Обошлось без операции, срок восстановления три месяца, а потом многое будет зависеть от восстановления.
— Почти два месяца прошло, как себя чувствуешь?
— Значительно лучше. Дыхание восстановилась. Прошёл курс магнитной терапии, УВЧ. Пока лежал в больнице шарики надувал в день по несколько раз. На награждение СШОР «Красный Яр» — это я все шары надул (смеется).
— К февралю – марту, когда у команды будут сборы, сможешь восстановиться?
— Ещё месяц без регби вообще. В январе буду ходить на стадионе на восстановительные процедуры дыхательной системы. Как закончу курс, врачи должны разрешить индивидуальные тренировки.
— 12 попыток в PARI Чемпионате России сезона 2023-2024 годов. Лучший показатель с запасом в «Красном Яре». Получается, у тебя был прорывной сезон?
— Каждый спортсмен стремится к максимальному результату. Не гнался за личным достижением, так получилось. Была цель принести максимальную пользу родному клубу. Старался каждый матч играть на максимуме. 12 попыток в чемпионате, ещё были попытки в Кубке России. За сезон вполне можно и 20 попыток занести.
— К сожалению, результат команды – четвёртое место в PARI чемпионате и финал PARI Кубка России, не тот на который «Красный Яр» рассчитывал. Что пошло не так?
— В решающих матчах нам всякий раз чего-то не хватало. Проиграли финал Кубка России в Москве, неважно сыграли первый полуфинал чемпионата в Красноярске со «Стрелой-Ак Барсом». Было много попыток, результативный матч, но, увы, мы его очень плохо начали. Смогли, проигрывая три попытки, вернуться в игру. После 30-й минуты даже повели в счёте, но, видимо, затратили много сил на погоню. Это один из ключевых моментов полуфинального противостояния. Затем выиграли второй матч, но в решающем, третьем вновь не сыграли в свою силу. Ещё на сборах в марте мы всей командой ставили цель выиграть или чемпионат или кубок, а если получится, то и два трофея сразу. Не получилось. Остаётся только тренироваться и надеяться на следующий сезон.
— Теперь о твоей игре. Какая всё-таки у тебя любимая позиция на поле?
— С детства больше играл на 9-м номере, но меня пробовали и на 10-м, и на 15-м номерах, и на краю веера. Важно приносить пользу команде. Без проблем могу сыграть на четырёх позициях, а когда в одном из матчей Лоуренс Преториус получил травму и был заменён, десять минут играл в центре веера.
— Ушёл Корнелиус Корфф. Готов стать основным скрам-хавом «Красного Яра»?
— Жалко, что Корфф ушёл. Хороший регбист, а так, конечно, готов. У нас есть Василий Дорофеев, участник Кубка мира-2019, с которым можно потренироваться и получить хороший опыт игры на этой позиции.
— Вы дружите троём – Сангинов, Таумалоло, Тойчуев…
— Поправка. Я со всеми дружу в команде.
— Понятно, но особенно с Джейсоном и Буркутом. Так получается, что вы можете занять три ключевые позиции – скрам-хава, флай-хава и фуллбэка. Понимаете друг друга с полуслова?
— Есть такое. Мы вместе смотрим Суперрегби, что-то берём оттуда, учимся, обсуждаем. Нам это интересно. На тренировках мы с Джейсоном отлаживаем взаимопонимание.
— Помню тебя и Буркута ещё с Кубка Главы Красноярска «Будущие звёзды овального мяча». Вы выделялись, но некоторые детские тренеры не видели перспектив во взрослом регби. Дескать, это сейчас Хушнуд и Буркут рвут и мечут, а во взрослом регби им не будет хватать габаритов и физической мощи.
— Слышал, что меня считали маленьким. Размер не имеет значения. Колби или Дюпон разве большие? Мои тренеры в меня верили. С детства играл и тренировался в удовольствие, вообще не задумывался, попаду в основу «Красного Яра» или нет. Играя за школу, было просто огромное желание победить, а не думать о какой-то будущей карьере. Мне нравилось играть в регби. Только в 17-18 лет задумался, поставил перед собой цель пробиться в молодёжный состав.
— Сейчас говорят, Хушнуд и Буркут лучше всех в команде видят дырки в обороне соперника…
— Мне с детства нравилось быстрое регби. Вообще много видов спорта перепробовал. Играл за школу и в баскетбол, и в волейбол, во дворе в футбол. Потом ехал на тренировку на стадион «Красный Яр». Везде старался играть быстро. Если регбист с весом в 100 кг не может меня поймать – это же мой плюс. Если чувствую, что здесь можно просочиться сквозь оборону соперника – бегу. Заранее такие проходы не планирую. Если вижу, что соперник не успел вовремя занять место в линии защиты, стараюсь этим воспользоваться.
— По твоим ощущениям у «Яра» всё будет хорошо?
— Я очень в это верю, будем усердно работать на тренировках, чтобы порадовать болельщиков в следующем сезоне.